Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление учением как самоуправляемой системой

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление учением как самоуправляемой системой

Страница 9

Конструктивные и неконструктивные воздействия преподавателя

Конструктивные (интенсифицирующие) воздействия

1. Окружающая действительность

показывается.

2. Выдается готовая инструкция.

3. Проблемная ситуация ставится и решается преподавателем.

4. Даются только самые общие рекомендации («работать», «запомните», «будьте внимательны» и др.).

5. Дается оценка только в форме "Правильно — неправильно». 6- Предъявляются универсальные требования

Неконструктивные (препятствующие) воздействия

1. Окружающая действительность предъявляется.

2. Инициирует к конструированию плана действий.

3. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися.

4. Анализируются конкретные ситуации, подчеркивается важность информации для жизни, развития.

5. Оценивается по множеству критериев.

6. Индивидуализируются требования

Интенсифицирующее воздействие, на наш взгляд, следует рассматривать как необходимое условие раскрытия и реализации личностного потенциала учащегося.

В ходе такого интенсифицирующего воздействия преподаватель «Передает» свои изначальные управленческие функции в руки самого учащегося, и по мере их освоения он становится все более способным самоуправлению. Помимо этого создаются содержательные и организационные условия для интенсивного (с точки зрения использования школьником своих учебных возможностей) самообучения учащихся. Каким образом происходит «передача» функций управления?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на резонансный характер интенсифицирующего воздействия. Резонанс, как известно, физическое явление, характеризующееся усилением колебаний (звуковых, электрических, механических) под влиянием внешнего воздействия при условии совпадения частот колебаний и воздействий. Для того чтобы интенсифицирующее воздействие было резонансным, необходимо, во-первых, исходить из максимально адекватного его соответствия индивидуальному опыту учащихся, т.е. воздействие должно быть субъективно значимо для учащегося. Во-вторых, чтобы воздействие преподавателя согласовывало опыт учащегося с научным опытом.

Для выполнения роли «резонанса» интенсифицирующее воздействие должно осуществляться по крайней мере на трех уровнях: мотивационном (обеспечивает позицию «хочу» ребенка); информационном (реализует позицию «знаю» ребенка); операциональном (создает условия для позиции «делаю» ребенка).

Как целостный развивающийся процесс интенсифицирующее воздействие имеет свою логику «прикосновения» к самоуправляемой учебной деятельности ребенка. В ней можно выделить три шага.

Первый шаг (инициирующий) — углубление проблемно-конфликтной ситуации (активизация рефлексии учащихся). Заметим, что на стадии рефлексивного анализа инициировалась рефлексия учащихся.

Итак, для активизации и углубления рефлексии учащихся важна проблемно-конфликтная ситуация. Но какая? Ведь на необходимость осознания проблемной ситуации указывалось и ранее в различных публикациях в связи с интересом педагогов к проблемному обучению. Но тогда какова специфика проблемно-конфликтной ситуации, которая способна привести к возникновению рефлексии учащихся? Отметим, что сама по себе проблемно-конфликтная ситуация может и не привести к активизации рефлексии учащихся. Так, учащийся, встретившись с проблемой, наталкивается на какую-то преграду. Из теории проблемного обучения известно, что для преодоления возникшей преграды (точнее, познавательного затруднения), как правило, прежнего опыта недостаточно. Учащийся вынужден признать свою несостоятельность. Но ведь такое признание связано с глубинными пластами личности — уровнем самооценки, притязаний, образом Я. Учащиеся могут либо отказаться от решения проблемно-конфликтной ситуации, либо, наоборот, найти в себе силы и принять ее к разрешению.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новые статьи:

Виды мышления и его сущность
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мещеряков Б.Г. определяет мышление как творческое преобразование субъективных образов в сознании человека. Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно ...

Грамматические игры
Данные игры преследуют цели! —научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; —созвать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; —развить речевую творческую активность учащихся. Игры вктючают наиболее важный грамматический мат ...

Выявление специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития
Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил основные направления практической части нашей дипломной работы. Цель исследования: Выявить специфические ошибки письма у младших школьников с задержкой психического развития и определить пути их коррекции. Задачи: Провести обследован ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru