Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
«Дело» — я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учебы (для практики, просто интересно), в чем я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы.
Системная рефлексия позволяет преподавателю совместно с учащимися определить новые направления в построении взаимодействия на учебных занятиях, а значит повысить их эффективность за счет включения в активную деятельность самих учащихся. Тем самым учащиеся становятся и субъектами педагогической деятельности.
Общую логику рефлексивного управления представим в следующем виде:
1) организация преподавателем получения учащимися информации для раскрытия содержания своего прежнего опыта;
2) раскрытие содержания субъектного опыта учащихся посредством инициирования преподавателем их рефлексии;
3) совместная постановка общих задач и задач индивидуальной учебной деятельности;
4) инициирование преподавателем рефлексии учащихся по поводу процесса постановки общих и индивидуальных задач;
5) рефлексия собственных действий по постановке задач;
6) совместное конструирование логики учебного занятия и его структуры на основе выявленных учебных возможностей учащихся;
7) индивидуальное конструирование своей деятельности;
8) совместное определение критериев результативности совместной и индивидуальной деятельности;
9) рефлексия учащихся по поводу процесса конструирования учебного занятия;
10) построение учебных действий в соответствии с установленной логикой учебного занятия;
11) рефлексия преподавателем действий учащихся (определение причин затруднений учащихся с позиции самих учащихся, реконструкция пРичин затруднений);
12) реализация действий преподавателя и учащихся;
13) рефлексия учащихся по поводу своей учебной деятельности взаимодействия с преподавателем и другими учащимися;
14) самостоятельная коррекция учащимися своих действий;
15) взаимооценка и самооценка учащихся;
16) рефлексия учащихся по поводу взаимооценки и самооценки;
17) системная рефлексия.
Вопросы для самоконтроля:
Обсудите ваши впечатления от прослушанной лекции и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что является исходной единицей анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все аспекты управления?
Какие функции включает в себя структура управленческой деятельности преподавателя?
Предложите рабочее определение понятия «управление учением».
Выделите основные умения управления учением.
Укажите виды управления учением обучающегося.
Проанализируйте значение термина «подход» ( по М.М. Поташникой).
Охарактеризуйте основные подходы, которые обеспечивают управление учением.
В чем суть и недостатки ситуационного подхода к управлением учением?
В чем суть системно-кибернетического подхода к управлению?
В чем суть синергетического подхода к управлению?
В чем суть коммуникационно-диалогического подхода к управлению?
Что является предметом учения?
Назовите средства деятельности учения.
В чем состоит задача индивидуально-ориентированного подхода к учению?
Деятельность Махмутова Мирзы Исмаиловича
Один из выдающихся деятелей отечественной педагогики, наш современник Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Мирза И ...
Грамматические игры
Данные игры преследуют цели! —научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; —созвать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; —развить речевую творческую активность учащихся. Игры вктючают наиболее важный грамматический мат ...
Рациональное и образное в учебном познании
Мечта педагога-практика — достижение той гармонии разума и сердца обучаемого, при которой усваиваемые на лекции или уроке знания и представления становятся для него собственным приобретением, составной частью его духовного мира. Перед каждым учителем физики незримо присутствует дилемма. С одной сто ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.