Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Итак, учебный опыт обучающегося есть предмет деятельности учения. Предметом деятельности преподавателя должно стать желание обучаемого учиться. Поэтому основным содержанием управленческой деятельности преподавателя является организация деятельности учения обучаемых, а вместе с этим — развитие их учебного опыта.
Учебный опыт обучаемого есть, с другой стороны, продукт деятельности его учения. Продукт деятельности учения каждого обучаемого специфичен и глубоко индивидуализирован. Поэтому при организации учения обучаемого преподаватель должен ориентироваться сам и ориентировать учащегося на формирование разнообразных способов учебной работы. Преподаватель и учащийся должны уметь отслеживать содержание и результаты своей деятельности, в которой следует опираться на педагогический мониторинг и педагогическую рефлексию.
Задача индивидуально-ориентированного подхода к учению обучаемого должна состоять в помощи обучаемому найти наиболее рациональные для него приемы и способы работы за счет активизации его наиболее развитых сторон личности, способы, которые наиболее всего отвечают индивидуально-психологическому складу личности.
Психологами установлено, что развитию учащегося способствует сознание им тех умственных операций и учебных приемов, которые он совершает, т.е. в учебной деятельности, если имеет место рефлексия.
Средствами рефлексии являются самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, самоотчет, планирование перспектив и их оценка, идентификация себя с другими как средство познания и самопознания, а также организация переживания и сопереживания, стимулирование деятельности, задавание вопросов, в том числе и самому себе и ответы на них.
Вышесказанное означает, что рефлексия есть внутренний механизм самоуправления деятельностью, в том числе и учебной.
Согласно исследованиям психологов и педагогов, рефлексивное управление рассматривается как неотъемлемая характеристика любого взаимодействия.
Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности самоуправлению своей деятельностью.
Сущностной характеристикой рефлексивного управления является делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учебы и труда самих участников образовательного процесса.
Специфика рефлексивного управления состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию в образовательном процессе.
В основе технологии рефлексивного управления — управленческие функции и действия, которые присущи традиционной технологии управления, но каждый такой акт включает в себя цикл рефлексивного управления. Предлагаемая модель рефлексивного управления предполагает ее построение в соответствии с четырьмя стадиями, составляющими своеобразный цикл этого управления. Под циклом рефлексивного управления мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и управляемого (преподавателя и учащегося), который приводит к расширению субъектных функций управляемого, переходу из позиции «реагирования» («исполнителя») в позицию организатора собственной деятельности и соорганизатора образовательного процесса, возрастанию самостоятельности в ходе выполнения деятельности.
Возрастные особенности речевой деятельности младших школьников
глагол речь школьник словарь Учение Гумбольдта о системности языка было разработано К. Беккером и особенно глубоко Ф. Соссюром, а затем А.А. Потебней, Л.В. Щербой и др. При этом стали разграничиваться понятия «язык» и «речь». В Лингвистическом энциклопедическом словаре противопоставление языка и ре ...
Влияние раннего развития на речевую деятельность детей
Раннее детство – возраст от рождения до 3 лет – особый период для развития. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя ...
Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения
младших школьников
Еще 20 лет назад В.В.Давыдов (1986) отмечал, что важнейшей задачей современной начальной школы выступает формирование у младших школьников творческого отношения к учебной деятельности. Предпосылки к успешному обучению младших школьников, как известно, складываются задолго до поступления ребенка в ш ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.