Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Управление на основе рефлексии предполагает преобразование иерархической зависимости, субординированной (подчиненной) позиции учащегося по отношению к позиции преподавателя в личностно-равноправные позиции.
Представленное описание различных подходов к управлению перечисленными не исчерпывается. Данные подходы считаются наиболее важными при осуществлении управления учением школьников, так как Они теоретически обосновывают смысл управления учением. К тому же уяснение смысла управления учением преподавателями будет стимулировать их на анализ каждой управленческо-педагогической ситуации поиск адекватных подходов к их разрешению.
Следует добавить, что помимо научных подходов на практике используются и другие — ненаучные: интуитивный подход (управление на основе чувства), эмпирический подход (путь проб и ошибок), подход с позиций здравого смысла (управление на основе опыта и формальной логики). Ненаучные подходы к управлению хорошо совмещаются с научными. Современная наука уходит от монизма, от веры в то, что с помощью какого-либо единственного метода можно «сотворить такую единую модель, которая может все понять и объяснить происходящее в мире педагогики».
Владение совокупностью теоретических подходов предоставляет преподавателю, во-первых, право выбора подхода, отвечающего особенностям учащегося и его собственным, во-вторых, позволяет учителю быстро сориентироваться в «калейдоскопе» педагогических ситуаций и принять оптимальное решение, в-третьих, разработать свой способ организации взаимодействия с учащимся.
Большинство исследователей считают предметом учения социальный опыт. При этом они опираются на то, что в учении учащийся работает с объектами и знаниями о них, задаваемыми в обучении. Однако, как считает И.И.Ильясов, «предметом этой работы является опыт субъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями, и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта».
При усвоении нового материала учащийся сопоставляет его с усвоенным ранее, связывает с ним, перестраивает. Знания, даваемые в обучении, помогают ему выстроить новые знания и действия в своем опыте и изменить прежний опыт, и эти знания являются средством его изменения. Поскольку учение есть изменение субъекта деятельности, то деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию, и в качестве предмета может рассматриваться опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта. «Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащегося и составляют продукт деятельности учащегося». Таким образом, автор убедителен в своей позиции по отношению к статусу учебного опыта, определяя его как предмет и в то же время как продукт деятельности учения.
«Основным является прямой продукт этой деятельности — умение учиться; побочным продуктом, находящимся на нижележащем уровне, являются предметно-сцецифические знания и умения, на материале которых формировалось умение учиться; побочным продуктом самого низкого уровня является "деловой" результат этих предметно-специфических умений».
Роль педагога художественного образования в развитии художественного
восприятия школьников в процессе эстетического воспитания
Комплексное развитие художественного восприятия требует планомерного и систематического развития, основой которой является эстетичное воспитание художественного восприятия, т.е. с развития способности видеть прекрасное в окружающем мире. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формир ...
Управление педагогическими кадрами
Важным для обновления образования является вопрос изменения структуры управления, предполагающий перераспределение многих прав, полномочий и ответственности между нижними эшелонами управления (образовательные учреждения) и высшими (органы управления и иерархии), и наоборот. Распределение этих отнош ...
Сенсомоторные процессы
В трудовом процессе любые рабочие движения связаны с восприятиями, в ответ на которые они совершаются и которыми уточняются. Все, что на рабочем месте определяет ощущения, восприятия, т.е. воздействует на анализаторы и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что работ ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.