Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Каждый такой цикл может быть представлен, как уже отмечалось, последовательностью стадий:
1) стадией рефлексивного анализа;
2) конструктивно-ориентационной стадией;
3) стадией стабилизации;
4) стадией системной рефлексии.
Рефлексивное управление вновь и вновь повторяется в соответствии с приведенной логикой. Меняются управленческие функции: от анализа к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяется в каждой управленческой функции.
Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления.
Стадия рефлексивного анализа. Эта стадия имеет особенно важное значение в целостном цикле рефлексивного управления, так как ее назначение состоит в выявлении и раскрытии субъектного опыта участников образовательного процесса и в определении его желаемого состояния.
Осуществляемый рефлексивный анализ, являясь началом цикла рефлексивного управления, с полным основанием следует расценивать как стремление преподавателя во взаимодействии с учащимися исследовать ту «почву», на которой возникнут идеи и предположения относительно последующей совместной и индивидуальной деятельности. Необходимо помнить, что системное представление, например преподавателя о субъектном опыте учащихся, основывается на выборе этого представления самими обучающимися.
Рефлексивный анализ в отличие от других видов педагогическое анализа обеспечивает педагогу описание исходного субъектного опыта учащихся на основе учета позиций самих учащихся и собственного опыта в том или ином виде деятельности.
Резюмируя сказанное, отметим, что рефлексивный анализ: не просто фиксирует начальное состояние личного опыта учащихся, Н0 и дает картину того, как осуществляется взаимодействие преподавателя и учащихся; выявляя возможности учащихся в том или ином виде самоуправленческой деятельности, определяет предпосылки включения субъектного опыта непосредственно в образовательный процесс.
Итак, учащийся раскрыл свой субъектный опыт, осуществил самопознание. Преподавателю далее важно на организационном и операционально-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций учащегося.
Конструктивно-ориентационная стадия состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифицирующие управленческие воздействия, обеспечивающие стимулирование учащихся к самоопределению в рамках своей учебной деятельности. Заметим, что интенсифицирующее воздействие преподавателя не должно и не может носить характер административного принуждения, оно должно создавать условия (содержательные, организационные, операционально-технологические и методические), при которых бы учащийся сам определялся в деятельности таким образом, чтобы эффективно использовать свои возможности и возможности окружающей его среды. Иными словами, интенсифицирующие управленческие воздействия являются конструктивными по своей сущности.
Сопоставим управленческие воздействия преподавателя, интенсифицирующие самоопределение учащегося с позиции раскрытия своих возможностей и, наоборот, препятствующие в какой-то степени разворачиванию учащимся своего личностного потенциала.
Проблема выявления одаренных детей
Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не мене 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней ме ...
Растения – живые организмы
Формирование представлений у дошкольников о растительном мире Забайкалья. Характерные особенности народонаселения, времен года, видового состава животных и растений региона лежит в основе отбора содержания экологического (природоведческого) воспитания дошкольников. На основе полученных чувственных ...
Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличатся по степени приспособляемости (адаптивностью). Проблема адаптации рассматривалась в трудах мног ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.