Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Обратимся к определению понятия «опыт». «Опыт — основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений». Чтобы усвоить знания, необходимо осуществить определенную деятельность, т.е. присвоить их. Присвоение — процесс активный, избирательный, личностно значимый и в этом плане субъективный. Как и любой процесс, он осуществляется по объективным законам человеческой деятельности, в которой выделяются мотивы, цели, реализующие потребность человека, а также средства деятельности.
Средствами деятельности учения являются приемы учебной работы, которые делятся на три группы: приемы первого типа, непосредственно входящие в содержание усваиваемых знаний, умений, навыков и действующие в виде правил (правила чтения чертежа); приемы второго типа, обеспечивающие не столько усвоение знаний в их предметном содержании, сколько организацию процесса усвоения (приемы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки, т.е. приемы самоуправления учением); приемы третьего типа, обеспечивающие восприятие учебного материала, наблюдение, запоминание, решение задач, создание образов, т.е. все то, что составляет содержание умственной (внутренней) активности человека (умственные операции, познавательные операции).
Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой школьников формируются учебные умения и навыки. В задаваемом приеме учебной работы раскрывается процесс ее осуществления в виде определенного норматива, т.е. показывается, как эта учебная работа может быть выполнена. Но в реальном процессе усвоения приема про исходит его трансформация (искажение или обогащение новым содержанием), т.е: «субъектное преобразование». Сложный механизм превращения «заданного приема в устойчивое личностное образование фиксируется в способе учебной работы».
Следовательно, способ учебной работы - это результат субъектной трансформации приема, заданного для усвоения. А поэтому один и тот же прием может выполняться разными способами в зависимости от соответствующего личного опыта учащегося. Вот почему, испытывая на себе влияние одних и тех же учебных программ, методов обучения, каждый обучающийся учится по-своему, достигая при единообразных условиях обучения далеко не одинаковые результаты. Другими словами, личный опыт учения у каждого обучающегося индивидуален. Для получения успешных результатов обучения преподаватель должен знать (уметь выявить, оценить), какими способами учебной работы владеет учащийся, и сам учащийся должен уметь отдавать себе отчет о способах своего учения. Вне этого организовать самостоятельную работу учащегося невозможно. Преподаватель должен уметь планировать систему знаний (учебную информацию), подлежащую усвоению учащимся; систему операций, с помощью которых учащийся усвоит эти знания; предусмотреть обучение приемам самоуправления учением и создать условия, в которых учащийся сумеет проявить в усвоении свойственный ему уровень активности и самостоятельности.
Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков у
младших школьников на констатирующем этапе исследования
вычислительный навык проблемный обучение Экспериментальная работа проводилась на базе 2 класса МОУ СОШ № 9 города Алексина. В ней приняли участие 7 учеников. Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявление исходного уровня сформированности вычислительных навыков у школьни ...
Особенности методов и приемов обучения коммуникативной деятельности
учащихся 6–7 классов в традиционной методике преподавания
Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи ...
Системное психологическое сопровождение младших школьников
Между тем, учеными, занятыми проблемой школьной жестокости и насилия, отмечен рост агрессивности и в учительской среде. Самой распространенной агрессивной реакцией учителей признана вербальная – речевая агрессия. Многочисленные опросы и беседы с учителями показывают, что одной из причин агрессивнос ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.