Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Фоновую музыку легко представить в супермаркете или салоне красоты, но что, если она будет звучать во время учебных занятий? Об этом уже задумались в научном мире (и стоит сказать, что задумались давно), потому что есть исследования о влиянии музыки на когнитивные способности человека. Предлагаем разобраться:
Разговор о любом эксперименте, который связывает музыку, когнитивные способности человека и образование, стоит начать с эффекта Моцарта — его постоянно упоминают в исследованиях.
Эффект Моцарта заключается в том, что прослушивание классической музыки якобы влияет на когнитивные способности. Сам термин появился в 1991 году, но заговорили об этом явлении после выхода небольшой научной статьи в журнале Nature под авторством сотрудницы Калифорнийского университета, психолога Фрэнсис Раушер и её коллег. Сами они об эффекте ничего не говорили, а описали короткий эксперимент с участием студентов колледжа, когда им ставили десятиминутный отрывок одного из произведений композитора, а затем предлагали выполнить ряд тестов. Участники, слушавшие музыку, успешнее справлялись с тестами на пространственные способности и лучше собирали оригами. Такой эффект был временным, он длился не больше 15 минут.
Статья получила оглушительный успех и, конечно, была воспринята превратно.
Под воздействием СМИ и находчивых рекламщиков люди стали массово скупать альбомы Моцарта, чтобы улучшить способности своих маленьких детей (оригинальное исследование, конечно, мало кто читал). Дошло до смешного: в 1998 году губернатор американского штата Джорджия прославился на весь свет, когда решил выделить бюджет на покупку альбомов с музыкой Моцарта для всех только что родивших женщин в штате. Пусть, мол, ставят младенцам полезную музыку, а те начнут умнеть буквально с рождения.
На эффект Моцарта обратили внимание и учёные. Они провели немало экспериментов в попытках понять, существует ли он в действительности. В недавнем метаанализе c говорящим названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта» исследователи проанализировали 40 научных работ по теме и пришли к выводу, что у него нет реального научного подтверждения. Более того, нельзя утверждать, что Моцарт — такой уж однозначный чемпион по влиянию на мозг. Например, что треки британской рок-группы Blur куда лучше действовали на детей.
Подтвердили это ещё в 1999 году и канадские учёные. Они провели серию экспериментов: в одном они просили студентов десять минут послушать Моцарта или Шуберта или же посидеть в тишине, а затем выполнить небольшой тест.
В другом эксперименте студенты слушали короткий рассказ Стивена Кинга, произведение Моцарта или также сидели в тишине. Выяснилось, что, во-первых, те, кто хоть что-нибудь слушал, и правда справлялись с заданием лучше коллег, а во-вторых, не было особенной разницы между Шубертом, Моцартом и Кингом. Главное, чтобы участникам нравилось то, что они слышали.
В исследованиях на эту тему прослеживается основная идея: музыка влияет скорее на настроение, вовлечение, психологическое благополучие, способность расслабиться. Так, её влияние на рабочую продуктивность зависит от особенностей слушателя: кого-то музыкальный фон взбодрит, а кого-то, наоборот, будет отвлекать от задачи. Вероятно, это же относится и к учёбе: люди, которые хорошо себя чувствуют и которым нравится услышанное, потенциально могут показать лучшие результаты.
Стоит оговориться, что в контексте обучения речь обычно идёт именно о классической музыке без слов (текст может перетягивать внимание). Классику исследователи выбирают, потому что у таких произведений есть чётко прослеживаемая гармоничная мелодия, она отличается плавностью и часто ненавязчива. Проще говоря, это хороший фоновый вариант.
Так какой же эффект может быть от фоновой музыки? Это начали изучать ещё в 1960-х. Например, американские исследователи в 1967 году заявляли, что фоновая музыка во время лекций и даже экзаменов способна привести к улучшению успеваемости. Больше того, уточняли они, музыка поднимает настроение всем участникам процесса, в том числе и преподавателям. Почему же в вузах и школах ещё не включают записи симфонических оркестров? Дело в том, что реальное влияние музыки неоднозначно — это хорошо демонстрируют результаты трёх экспериментов, о которых мы расскажем ниже.
Музыка в лекции с презентацией
В 2012 году команда исследователей из университетов Франции и Германии решила проверить, как музыка влияет на академическую успеваемость. Для этого они провели небольшой эксперимент на курсе по спортивной психологии, участие в котором приняли 249 студентов первых и вторых курсов. Их разделили на две группы: обе смотрели часовую видеолекцию со слайдами и объяснением преподавателя, но для экспериментальной группы к ней добавили ещё и музыкальный фон из произведений Моцарта, Вивальди, Чайковского, Баха и Бетховена.
Обе группы попросили слушать внимательно, поскольку за лекцией следовала проверочная работа. В течение 15 минут после занятия студенты заполнили опросник и выполнили тест из 25 вопросов с несколькими вариантами ответа. Участники из экспериментальной группы справились с тестом значительно лучше своих коллег из контрольной группы. Правда, объяснялось это не только музыкой — исследователи отметили, что на результаты могли повлиять несколько факторов, в том числе предыдущий опыт и знания. Да и как именно музыка влияла на студентов, точно сказать было нельзя.
Авторы эксперимента отметили, что он скорее может послужить отправной точкой для дальнейших исследований в этой области и подтверждает, что среда, в которой люди учатся, влияет на их результаты.
Музыка во время онлайн-занятий
Доктор экономических наук, преподаватель Панамериканского университета (Мексика) Эдгар Деметрио Товар-Гарсия в начале 2020 года решил поставить фоновую музыку на своих онлайн-занятиях по экономике. Поначалу это были стандартные лаундж-композиции, пока в какой-то момент он не узнал о бинауральной музыке.
Чтобы понять, что это за музыка, придётся сначала разобраться с бинауральным ритмом. Когда соединяют два разных звука на двух частотах, мозг как бы восполняет «пробел» между этими звуками — и создаёт некий третий, промежуточный звук, которого на самом деле не существует. Этот феномен и называют бинауральным ритмом. Такой ритм потенциально можно использовать как стимул, который заставляет мозг преобразовывать его собственные волны. Каждая волна (всего их четыре — гамма, бета, альфа и тета) проявляется в разных ситуациях. Например, бета-волны связаны с состоянием тревоги и возбуждения, а альфа-волны — с состоянием спокойствия. Анализ литературы, проведённый Эдгаром, показал: такое состояние спокойствия может поддержать концентрацию и, соответственно, процесс обучения. А бинауральная музыка как раз пытается создать переход от одного состояния в другое.
Когда преподаватель попробовал такую музыку и понаблюдал за студентами, то пришёл к выводу, что они стали лучше учиться. Чтобы в этом убедиться, в 2021 году он решил провести настоящий научный эксперимент. Результаты он представил на XIV Международной конференции исследователей высшего образования.
Участие в эксперименте приняли 73 студента из трёх групп: первые две (группы A и B) состояли из новичков, которые только начинали знакомство с микроэкономикой, а вот третья была уже в процессе изучения международной экономики, то есть предмет был хорошо знаком её участникам. Профессор пробовал включать бинауральную музыку во время онлайн-занятий разным группам в разное время: например, в первый триместр музыку слушали группа А и продвинутая группа по международной экономике, а во второй — группа В. В конце каждого занятия преподаватель проводил тест. Музыка была фоновой и звучала довольно тихо, чтобы не помешать процессу.
Результаты получились неоднородные: в группе А показатели успеваемости после лекций с музыкой снижались, а в группе В — наоборот, росли. В группе по международной экономике они выросли, но не так сильно, как в группе В. При этом изначально группы А и В, в отличие от той, что изучала международную экономику, были на одном уровне.
Преподаватель на основе опросника, заполненного студентами, пришёл к такому объяснению разницы в результатах: причиной может быть качество интернет-соединения — людям, у которых тормозило видео, по понятным причинам не нравилась музыка. Есть и ещё одно предположение: дело в том, что тесты для групп А и В были проще, но при этом содержали вопросы лишь с двумя вариантами ответов в духе «Правда или вымысел?», тогда как вопросы для продвинутой группы по международной экономике были с пятью вариантами ответов. Товар-Гарсия предположил, что студенты-новички могли при тестировании выбирать ответы случайным образом, поэтому и результаты у двух аналогичных групп получились разными.
При этом в целом, как отметил преподаватель, участникам музыка понравилась: она успокаивала, помогала расслабиться. Нашлись даже те, кто вообще забывал о ней по ходу занятия. Правда, удовольствие получили не все: кому-то посторонние звуки только мешали, кто-то хотел другую музыку (повеселее или вообще свою), кому-то запись показалась слишком громкой.
Музыка на интерактивном занятии… и во сне
Одно из самых необычных исследований провели психологи из Университета Бейлор (США). Участие в нём приняли 50 студентов колледжа разных возрастов (от 18 до 33 лет), а проходил он в лаборатории сна.
Участники два раза ночевали в лаборатории. В первую ночь они просто привыкали к новым условиям. Перед второй ночью им показали 30-минутную интерактивную лекцию по макроэкономике, которая включала и вопросы для тренировки. Занятия сопровождали отрывки из Вивальди, Бетховена и Шопена в фоновом режиме.
Затем участники эксперимента отправились спать: исследователи дожидались, когда они погрузятся в глубокий сон — тогда им на 15 минут тихо включали либо ту же музыку, что была во время лекции, либо белый шум. За состоянием студентов следили с помощью специальных приборов.
Зачем такие сложности? Дело в том, что учёные решили проверить действие целевой реактивации памяти — это техника, которая позволяет помочь мозгу перенести информацию из рабочей памяти в долговременную. Происходит это за счёт сочетания двух стимулов: самой информации и некой подсказки для мозга. Подсказкой может послужить что угодно, связанное с контекстом получения этой новой информации. Например, какой-то предмет из окружающей обстановки в аудитории, который человек разглядывал, слушая лекцию. В данном случае роль подсказки должна была выполнить фоновая музыка, звучавшая во время лекции.
Утром участники эксперимента сдавали тест по изученной ими накануне теме. Он включал и вопросы на перенос знаний. Результаты теста оказались лучше у экспериментальной группы — то есть той, которой во сне включали музыку. Во-первых, из этой группы больше участников смогли сдать тест на условный проходной балл, а во-вторых, они лучше справились с более сложными заданиями. Через девять месяцев участников вновь попросили сдать тест, правда, сделали это лишь 27 человек. Выяснилось, что обе группы спустя долгое время не могли ничего вспомнить.
То есть для извлечения информации из памяти на следующий день техника целевой реактивации памяти с помощью музыки сработала, но вот на длительное время в долгосрочную память она новую информацию без дополнительного повторения материала не переносит.
Авторы эксперимента отметили важные условия: в используемой музыке не должно быть слов, и мелодия должна быть знакомой слушателям. Авторы решили продолжить исследование: они предположили, что если включать музыку не разово, а регулярно, эффект может длиться дольше.
Если суммировать результаты разных исследований, то можно сделать простой вывод: попробовать включить музыку на занятиях можно, если соблюдать ряд условий. Так, придётся подобрать подходящее музыкальное произведение, позаботиться о качестве звучания, уровне громкости, да и в целом комфорте учащихся. Однако это будет скорее очередной эксперимент, чем практика с доказанной эффективностью.
Слушать музыку во время самостоятельных занятий тоже можно (как показывает практика — многим студентам это и правда нравится). Преподаватель Университета Вуллонгонга (Австралия) на основе изученных им исследований объясняет, что музыка может быть полезной при следующих условиях:
В общем, музыка — пока лишь способ создать хорошее настроение и приятную атмосферу — и в учебной аудитории тоже. Что касается её влияния на когнитивные способности во время учебных занятий, то это по-прежнему под вопросом.
Классификация математических моделей
Взяв за основу классификации, используемые экономикой и психологией, получаем следующие классификации моделей, применяемых в педагогических исследованиях: 1. В соответствии с общей классификацией математических моделей: 1) структурные (неметрические); 2) функциональные (метрические); 3) структурно- ...
Растения – живые организмы
Формирование представлений у дошкольников о растительном мире Забайкалья. Характерные особенности народонаселения, времен года, видового состава животных и растений региона лежит в основе отбора содержания экологического (природоведческого) воспитания дошкольников. На основе полученных чувственных ...
Содержание и методика экспериментального обучения
Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка педагогических условий формирования у детей 5 года жизни навыков описательной речи и опыта организации деятельности и общения с учетом их характеристик. На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Разработать содер ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.