Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.
В конце 2023 года журнал Time объявил очередного человека года — им стала певица Тейлор Свифт. В этом списке она обогнала известных политиков, активистов и, конечно, других артистов международного уровня. Но Тейлор можно назвать и человеком года непосредственно в сфере образования. Кто-то этому удивится, но исполнительница, чей собственный уровень образования ограничивается <школьным аттестатом, реально влияет на всю сферу.
Порой влияние Тейлор косвенное: например, сингапурские фанаты певицы летом 2023 года призвали объявить каникулы на даты выступления певицы в грядущем марте. Министр образования Чан Чун Сингу в ответ выступил с постом в социальных сетях: он предложил поклонникам Тейлор челлендж — если они сумеют уговорить звезду бесплатно выступить в их школе, то именно для них министерство организует выходной на следующий день.
А ещё известно, что 30% американских студентов с наивысшим средним баллом в аттестате включают песни Тейлор Свифт в свой учебный плейлист. Можно было бы пошутить, что прослушивание её песен помогает учиться лучше, и даже заявить о новом эффекте Свифт, пришедшем на смену эффекту Моцарта, но мы не будем. Есть кое-что поинтереснее: в 2023-м имя певицы регулярно мелькает в программах вузов и школ, и отнюдь не музыкальных. Сейчас объясним, как это произошло, но сначала сделаем отступление.
Для начала стоит разобраться, почему мир, кажется, сошёл с ума по Тейлор и кто она такая. Говорят о влиянии Тейлор Свифт не только на культуру (как американскую, так и международную), но и на экономику, право… и даже на сейсмическую активность (её учёные наблюдали летом 2023 года во время концертов певицы в Сиэтле).
Тейлор начинала свою карьеру как кантри-певица, но сегодня известна скорее как исполнительница в стиле поп. Основное её преимущество в сторителлинге: умении создавать и рассказывать истории. Причём почти каждая песня, каждые клип или выступление — это набор «пасхалок», то есть неких сигналов, которые годами расшифровывают её поклонники. Помогает популярности творчества и бурная личная жизнь Тейлор: её отношения с мужчинами, с коллегами по цеху и даже с подругами ежедневно обсуждаются в прессе, причём не только в таблоидах.
Пристальное внимание уделяется и профессиональной стороне её карьеры.
Профильные медиа активно анализируют маркетинговую стратегию певицы, политики мечтают о её популярности и поддержке. По данным исследовательской компании QuestionPro, приведённым изданием Fortune, последний тур певицы поддержал экономику городов, где она выступала, а объём сгенерированных благодаря ей покупательских расходов составит в одних только США 4,6 млрд долларов.
Даже романы Тейлор дают экономический эффект: так, в связи с тем, что певица собиралась посетить матч с участием своего нового бойфренда, американского футболиста Трэвиса Келси, цены на билеты выросли на 43%. Продажи с футболок Трэвиса выросли на 400% с момента публичного выхода пары в свет. Всё это — лишь отдельные примеры «эффекта Тейлор Свифт». В образовании он тоже заметен: артистке посвящают и вузовские программы по изучению психологии, и семинары по социологии, а один кембриджский исследователь уверен, что творчество певицы отлично подходит для изучения латыни. И это не единственные доказательства её влияния, о них расскажем ниже.
Осенью 2023 года представители шести австралийских университетов, среди которых Мельбурнский и Сиднейский, объявили о предстоящей научной конференции «Свифтпозиум». Она должна состояться в феврале 2024 года, а пока организаторы лишь опубликовали основные темы программы. Палитра широкая: от дискуссий по ментальному здоровью до влияния звёздных турне на урбанистику и культурную идентификацию отдельных городов.
Каждая тема обозначена строкой из песни Тейлор Свифт. Например, тема права и интеллектуальной собственности открывается словами: «And when you can’t sleep at night (you hear my stolen lullabies» — «Когда ты не можешь заснуть ночью, ты слышишь мои украденные колыбельные».
«Свифпозиум» — не первая конференция имени Тейлор, а как минимум вторая. Первую под названием Taylor Swift: The Conference Era («Тейлор Свифт: эра конференций») провёл Университет штата Индиана (США) в ноябре 2023 года. В названии игра слов: дело в том, что последний тур певицы носит имя The Eras Tour, то есть «Тур эпох». Программа включала выступления трёх десятков специалистов из американских, канадских и британских университетов.
Тем для обсуждения опять же было немало: от правовых аспектов деятельности певицы и особенностей фанатских сообществ до влияния кошек на интернет-культуру и личный бренд (да, кошки Тейлор Свифт — тоже звёзды).
Одной из главных «образовательных» новостей во вселенной Тейлор Свифт стал запуск курса «Тейлор Свифт и её мир» в Гарвардском университете (на его сайте новость об этом размещена под заголовком «Тейлор Свифт: версия Гарварда») весной 2024 года.
Автор этого курса — Стефани Бёрт, поэтесса, литературный критик и профессор английского языка. Она тоже звезда в своей сфере, так что Тейлор Свифт определённо может записать появление этого курса в список своих достижений. А изучать на этом курсе планируется творчество певицы, а также работы классиков и современных авторов — в общем, посмотреть на литературу через призму поп-культуры.
Стоит отметить, что решение вуза некоторые раскритиковали: мол, несерьёзно для такого авторитетного учебного заведения. Стефани Бёрт в интервью The New York Times ответила на критику так:
«Этот курс включает достаточно традиционно уважаемых мёртвых людей, творчество которых давно преподают на кафедрах английского языка. Творчество Тейлор — основа. Если вы не цените её песни или выступления, это не моя проблема. Но [критикам] стоит помнить: буквально всё, что сейчас изучают на нынешних литературных факультетах, в какой-то момент считалось низко-престижной популярной формой искусства, изучением которой вы не стали бы себя тревожить, — как сонеты Шекспира или, в частности, расцвет романов».
По сообщениям СМИ, на курс уже записались почти 300 человек, и это не считая листа ожидания.
В столь же престижном Стэнфордском университете первый курс по творчеству певицы запустили зимой 2023-го года. Причём посвящён он был одной песне (да, всего одной) и назывался «All Too Well (Ten Week Version)» — «Всё слишком хорошо (десятинедельная версия)». Название курса обыгрывает название оригинальной песни Тейлор All Too Well и её перезаписанный вариант, вместе с сопутствующим клипом — All Too Well (10-minutes version), то есть «Всё слишком хорошо (десятиминутная версия)».
Создала этот курс в Стэнфордском университете одна из его выпускниц в рамках проекта ITALIC 99 — он позволяет выпускникам под руководством кураторов разрабатывать собственные учебные продукты в альма-матер. Хотя о результатах эксперимента толком ничего не известно, независимая студенческая газета вуза уже призвала университет повнимательнее присмотреться к работе певицы, например к её знаменитой маркетинговой стратегии, и включить побольше соответствующих курсов в программу. Кажется, в Стэнфорде согласны: там уже планируют включить новый курс по Свифт в программу 2024 года.
Кстати, тренд по изучению литературной составляющей творчества Тейлор добрался и до топовых европейских учебных заведений. Так, в Гентском университете (Бельгия) студенты могут посетить курс «Литература: версия Тейлор». Его автор, Келли Макаусланд, ведёт собственный блог «Сфитетура», в котором сравнивает поэзию, образ и тематику творчества певицы с наследием классиков, вроде Сильвии Плат и Чарльза Диккенса. Собственно, именно этому и будет посвящён новый курс: преподаватель уверяет, что в репертуаре звезды есть немало аллюзий на знаменитые имена в литературе и на таком примере интересно проследить историю её развития.
Весной 2024 года на юридическом факультете в Университете Южной Дакоты стартует курс «Эффект Тейлор Свифт» для студентов вторых и третьих курсов. Его автор, преподаватель Шон Краммер, — давний поклонник певицы. Он решил, что студентам будет интересно посмотреть на предмет под необычным углом и разобраться в том, как люди интерпретируют право. А фокус Шон сделал на интерпретации интеллектуального и авторского права. Почему вдруг? Дело в том, что и тут Тейлор совершила своеобразный прорыв.
Здесь стоит дать некоторые пояснения: Тейлор Свифт несколько лет пыталась выкупить мастер-версии своих песен. В американском праве исполнители и авторы песни владеют правами на её текст, ноты, ту или иную аранжировку, а вот правами на оригинальную запись — ту самую, с которой делают физические и цифровые копии, — владеет звукозаписывающая компания, которая выпускает запись в свет. Эти оригиналы называют «мастер-записями». Обычно артистам очень трудно выкупить их, поскольку стоят они дорого — лейблы получают прибыль с продажи копий, прослушивания на цифровых платформах или, например, за использование в кино и сериалах.
Тейлор Свифт так и не смогла договориться с компанией, которая изначально владела её мастер-записями. А та, в свою очередь, продала их другому музыкальному лейблу. Совпадение или нет, но принадлежал он заклятому врагу певицы. Тогда она решила, что в буквальном смысле не даст ему (и последующим покупателям её каталога) заработать — и стала перезаписывать свои старые альбомы, а потом выпускать их с пометкой Taylors version, то есть «Версия Тейлор». Они, как можно догадаться, стали даже популярнее оригиналов и вошли в топ мировых чартов.
Сама фраза «Версия Тейлор» моментально стала знаковой в поп-культуре, а действия певицы мир оценил по достоинству. Она стала живым примером человека, который отказался играть по общепринятым (и порой несправедливым) правилам — её решение о перезаписи было действительно новой практикой для музыкальной индустрии. В юридической среде его тоже очень активно обсуждают. Причём курс по праву интеллектуальной собственности, связанный с именем Свифт, не единственный — этой осенью у студентов Университета Майами также была возможность пройти короткий (семинедельный) курс по этой отрасли права «через призму Тейлор Свифт».
Ещё одна образовательная новинка имени звезды — курс «Творчество и предпринимательство: версия Тейлор» Калифорнийского университета в Беркли — он сфокусируется на бизнес-аспекте истории певицы.
Авторами курса стали студенты и выпускники вуза — он стал частью программы DeCal, которая позволяет им самостоятельно разрабатывать программы под присмотром преподавателей и сотрудников профильных факультетов. Вот как они описывают содержание: «Через лирику, брендинг и ремесло мы исследуем, как искусство и аутентичность создают непреходящую ценность и жизнеспособное предприятие. Мы проанализируем выступления и отрывки из интервью, обсудим образ и восприятие в медиа, а также определим роль, которую Свифт играет в обществе, — и вашу роль. Мы рассмотрим её под микроскопом, но сделаем это красиво». Конечно же, каждая часть программы называется в честь какой-нибудь песни Тейлор.
В школьной программе певица тоже «засветилась»: так, в старших классах одной из школ штата Техас её уже изучают на уроках экономики. Их автор, учительница Келси Халфен, недавно поделилась планом одного из занятий в своём блоге — на примере певицы она объясняет, как формируются цены за услуги и товары. Кстати, для экономического влияния Тейлор уже и имя придумали — свифтономика, в академической среде его тоже активно используют.
Тейлор Свифт — далеко не первая и не последняя среди артистов, на кого обратили внимание в академическом мире. Совсем недавно на вершине этого пьедестала стояла Бейонсе: её влияние изучали в Корнелле, Гарварде и даже в Копенгагенском университете. А «взлёт» Тейлор в 2023–2024 годах, вероятнее всего, объясним успехом её нашумевшего тура.
Однако это всего лишь повод, а реальная причина, вероятно, довольно банальна: громкие звёздные имена — не учёных, а как раз поп-идолов, — способны привлечь внимание студентов. Это выгодно вузам (а в США они, конечно, коммерческие): мол, смотрите, у нас вы не только станете успешными, но ещё и творчество любимой звезды изучите! Это выгодно и преподавателям: они вполне искренне заинтересованы в профессиональной жизни и влиянии звёзд. Но главная выгода, конечно, в том, что эти звёзды помогают вовлечь студентов и показать им суть той или иной дисциплины с новой стороны. Словом, имя и творчество Тейлор Свифт — по сути, приманка, маркетинговый ход и в некотором смысле «котик», на котором объясняют что-то сложное, чтобы это было просто и нескучно.
Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической
деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...
Изучение мотивации учащихся к учению
Для изучения мотивации к учению была использована анкета из «копилки» школьного психолога, в которой 80-ти опрашиваемым учащимся 5-10 классов из числа «ударников» и «отличников» было предложено выбрать пять наиболее приемлемых для них продолжений фразы «я учусь, потому что …». Анализ результатов по ...
Управление развитием воспитательной системы
Цели занятия: уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию личности; ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы; изучить особенности управления развитием воспитательной системы; определить специфику спо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.