Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Возрастные особенности развития психических процессов детей

Страница 1

В школьном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания.

Основу умственного развития в детстве младшего школьного возраста составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтентической функции коры. [7, 13, 21, 23, 35, 37, 45, 50, 72, 82, 84, 85, 90].

Физиологическая основа анализатора восприятия - связи между различными анализаторами [88]. Виды восприятия подразделяются на: простые и сложные [35, 63]. Простые – зрительные, слуховые, осязательные; сложные - восприятие пространства.

Процесс развития детского восприятия в школьном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером [18]. От 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности, появляется способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

По мнению Л.А. Венгера и других авторов [18, 82, 85] основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма, при восприятии размеров - принятые для их оценки физические величины. Совершенствование перцептивных действий и овладения новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т.е. приобретение большей точности, расчлененности и других важных качеств.

Восприятие основано на совокупности ощущений и возникает только при непосредственном воздействии предметов или физических явлений на органы чувств [18, 82]. С другой стороны, восприятие - это отражение в сознании, осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие, как отмечает Н.Н. Поддъяков [74], это начало и интеллектуального познания.

Главная роль восприятия - получение информации из внешнего мира и о самом себе [28, 68, 82, 85]. Эта информация служит для следующих целей: ориентирования в пространстве, в ситуации; контроля, за выполнением действий; оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений [63].

Изучая процесс восприятия, Л.А. Венгер [18], А.В. Запорожец [35] установили, что важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка то, о чем говорится или что демонстрируется на занятиях, желание и интерес будут различны, как и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.). Одним из регуляторов процесса восприятия является установка, которую можно рассматривать как готовность к восприятию материала.

Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция. Но составители практически всех программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях [35, 37, 45, 50, 72, 82, 84, 85] при демонстрации наглядных пособий рекомендуют воспитателям подчеркнуто обращать внимание детей на главные моменты.

Как указывает Ж. Пиаже [72], важную роль в развитии восприятия играет участие в этом процессе мышления и речи. Чем богаче опыт ребенка, тем больше он видит в предмете и может его выделить из общего фона окружающей действительности, при этом каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она дана [59, 68].

Главным условием организованного восприятия, по мнению Л.А. Венгера [18], В.С. Мухиной [63], Д.Б. Эльконина [88] является формирование умения наблюдать. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов для их познания. Это активный, а нередко и напряженный, процесс восприятия, связанный с организацией произвольного внимания.

Наблюдение начинается с постановки задачи перед детьми. На основе задач наблюдения составляется план его проведения. Это дает возможность избежать стихийности, случайности наблюдения, при котором дети могут не обратить внимания на существенные моменты в выполнении того или иного упражнения. Восприятие является ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной деятельности дошкольников.

Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка. В младшем школьном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению. Так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

Вниманием называется направленность психической деятельности на определенные предметы и явления действительности при отвлечении всего остального [21, 23, 88]. Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов - торможения и возбуждения - протекающих в коре головного мозга [21, 23, 88].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Педагогика действия В. Лайя
Автор воспитательной концепции «школы действия» В. Лай представлял педагогический процесс через два типа воздействия на учащегося: 1) Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, уче ...

Варианты использования цифрового фотоаппарата во внеклассной работе по предмету «Естествознание»
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эфф ...

Современные методики обучения азбуке
На сегодняшний день выделяют несколько новаторских авторских методик: методика Монтессори, Домана, Зайцева, Тюленева, Воскобовича, Кушнира. Методика Монтессори. Монтессори-метод универсален. С его помощью можно научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитиче ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru