Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Возрастные особенности развития психических процессов детей

Страница 1

В школьном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания.

Основу умственного развития в детстве младшего школьного возраста составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтентической функции коры. [7, 13, 21, 23, 35, 37, 45, 50, 72, 82, 84, 85, 90].

Физиологическая основа анализатора восприятия - связи между различными анализаторами [88]. Виды восприятия подразделяются на: простые и сложные [35, 63]. Простые – зрительные, слуховые, осязательные; сложные - восприятие пространства.

Процесс развития детского восприятия в школьном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером [18]. От 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности, появляется способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

По мнению Л.А. Венгера и других авторов [18, 82, 85] основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма, при восприятии размеров - принятые для их оценки физические величины. Совершенствование перцептивных действий и овладения новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т.е. приобретение большей точности, расчлененности и других важных качеств.

Восприятие основано на совокупности ощущений и возникает только при непосредственном воздействии предметов или физических явлений на органы чувств [18, 82]. С другой стороны, восприятие - это отражение в сознании, осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие, как отмечает Н.Н. Поддъяков [74], это начало и интеллектуального познания.

Главная роль восприятия - получение информации из внешнего мира и о самом себе [28, 68, 82, 85]. Эта информация служит для следующих целей: ориентирования в пространстве, в ситуации; контроля, за выполнением действий; оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений [63].

Изучая процесс восприятия, Л.А. Венгер [18], А.В. Запорожец [35] установили, что важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка то, о чем говорится или что демонстрируется на занятиях, желание и интерес будут различны, как и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.). Одним из регуляторов процесса восприятия является установка, которую можно рассматривать как готовность к восприятию материала.

Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция. Но составители практически всех программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях [35, 37, 45, 50, 72, 82, 84, 85] при демонстрации наглядных пособий рекомендуют воспитателям подчеркнуто обращать внимание детей на главные моменты.

Как указывает Ж. Пиаже [72], важную роль в развитии восприятия играет участие в этом процессе мышления и речи. Чем богаче опыт ребенка, тем больше он видит в предмете и может его выделить из общего фона окружающей действительности, при этом каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она дана [59, 68].

Главным условием организованного восприятия, по мнению Л.А. Венгера [18], В.С. Мухиной [63], Д.Б. Эльконина [88] является формирование умения наблюдать. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов для их познания. Это активный, а нередко и напряженный, процесс восприятия, связанный с организацией произвольного внимания.

Наблюдение начинается с постановки задачи перед детьми. На основе задач наблюдения составляется план его проведения. Это дает возможность избежать стихийности, случайности наблюдения, при котором дети могут не обратить внимания на существенные моменты в выполнении того или иного упражнения. Восприятие является ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной деятельности дошкольников.

Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка. В младшем школьном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению. Так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

Вниманием называется направленность психической деятельности на определенные предметы и явления действительности при отвлечении всего остального [21, 23, 88]. Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов - торможения и возбуждения - протекающих в коре головного мозга [21, 23, 88].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Характеристика специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития
Начальный период обучения грамоте младших школьников с задержкой психического развития представляет собой сложное единство, включающее представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Исследование И.Н. Садовниковой [39], Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [25] ...

Глагол как часть речи. Его основные признаки
За прошедшие десятилетия глагол как часть речи по-прежнему в центре внимания лингвистической науки. Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить). В лингвистической науке существует множество определений глагола ...

Классификация педагогических задач, их схемы решения
Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога. Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуа­ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при­ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая д ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru