Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Возрастные особенности развития психических процессов детей

Страница 2

Внимание - важнейшее условие протекания всех психических процессов. В зависимости от выражения целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное (непреднамеренное ) и произвольное (преднамеренное) внимание [21, 23, 88]. Внимание делится на три вида:

непроизвольное внимание - это внимание, которое протекает без поставленной цели;

- произвольное внимание - это внимание, которое протекает в результате сознательно поставленной цели;

- послепроизвольное внимание - это внимание, которое происходит после произвольного. Есть цель, а после цели приходит сосредоточенность, желание.

Рассмотренные виды внимания тесно взаимосвязаны и не проявляются независимо друг от друга. Поэтому чаще всего можно говорить о преобладании произвольного или непроизвольного компонентов внимания [35].

Г.Г. Кравцов [45] и авторы учебников по детской и общей психологии [21, 23, 88] выделяют следующие основные свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание и переключение.

Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин [23].

Он считает, что внимание является одним из моментов ориентированно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека, и представляет по своей функции контроль за содержанием деятельности человека.

В конечном итоге, в результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться внимательность как черта личности, проявляемая постоянно в разных условиях. А внимательность является предпосылкой проявления детьми сознательной дисциплинированности.

Поскольку в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, то имеется только одно средство его развития - сама деятельность [21, 23, 88].

Л.С. Выготский [21], Д.И Фельдштейн [82] указывают, что поскольку свойства преднамеренного внимания отражают, как уже говорилось, свойства волевого усилия, то развитие воли означает и развитие внимания. Многие исследователи, в том числе и В.С. Мухина [63] подчеркивают наличие общих закономерностей развития памяти, воображения и внимания у дошкольников. Известно, что возрастные характеристики познавательных процессов у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. Но, когда в дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры и т. п., он начинает использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к формированию нового уровня внимания, памяти, воображения который характеризуется произвольностью, опосредованностью[63].

В младшем школьном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления, первичные понятия, приобретаются навыки и умения. Большое значение для дальнейшего умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно обогащается именно в дошкольном возрасте. Представления, или сохранившиеся образы ранее воспринятых предметов, составляют основное содержание памяти дошкольника [21, 23, 35, 37, 45, 50].

Виды памяти делят на: произвольную и непроизвольную. Произвольная память теснее связана с заучиванием, т.е. с преднамеренным закреплением знаний (в основном путем повторения). Непроизвольная память больше связана с непосредственным запоминанием, для которого характерно то, что оно не имеет ярко выраженной мнемической направленности, т.е. установки на запоминание [23].

В зависимости от того, как долго утверждается в памяти запомненное, выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память [21, 23, 35, 37, 45, 50].

Было установлено, что развитие памяти в младшем школьном возрасте характеризуется постепенным переходом, от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. При этом в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех - четырех лет воспоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению[63].

По мнению В.С. Мухиной [63], зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображение ребенка, а также новое условие развития памяти. Ряд авторов считают, что воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий [21, 23, 35, 37, 45, 50]. Выделяют следующие виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссозданное, творческое, мечты, грезы. В на первом этапе дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов [28, 63, 82, 88]. На втором этапе развития воображение связано с процессом "опредме-чивания" образа действием [21, 82]. На третьем этапе развития воображения возникают замещающие действия [21, 63, 82].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Внеклассное исследовательское занятие по оптике для учащихся 8 класса по теме "глаз и зрение"
Тип занятия: внеклассное экспериментальное исследование. 1) познавательная цель: знакомство учащихся с новыми физическими понятиями, явлениями и их законами; 2) развивающая цель: создать условия для развития мышления, коммуникативных и мыслительных качеств учащихся; 3) практическая цель: учить учен ...

Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент осуществлялся в течение месяца в виде проведения цикла из 10 коррекционно-развивающих занятий, целью которых было развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игр. Занятия проводились со всей группой детей в форме дополнительной кружковой работ ...

Содержание процесса изучения глагола в 3 классе с использованием словаря
В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах. В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы: что делает? что делают? что делал?; т.е. находить эту ча ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru