Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Для однозначного понимания термина «подход» обратимся к работе М.М. Поташника, который проанализировал трактование этого понятия в научной литературе.
Подход рассматривается, во-первых, как с позиций исследуемого объекта (в нашем случае — управление учением), так и с точки зрения принципа, руководящего общей стратегией деятельности; во-вторых, как угол зрения, совокупность принципов, определяющих цель и содержание Работы; в-третьих, как познавательное средство, метод, инструмент познания и способ преобразования действительности.
Такая многогранность характеристики данного понятия позволяет, на наш взгляд, выявить те подходы, которые способствуют оптимальному решению проблем управления учением.
Обратимся к характеристике основных подходов, которые обеспечивают управление учением школьников с ориентацией на гуманистические традиции. В настоящее время в науке все активнее делается акцент на процессный подход, для которого характерна серия непрерывных взаимосвязанных действий, управленческих функций; такой подход соответствующе ориентирует и преподавателя.
Ситуационный подход рассматривает систему как открытую неопределенность, где требуется увязать приемы и теорию с конкретной ситуацией. Данный подход концентрируется на пригодности различных методов управления, которые обусловливаются ситуацией. В педагогической деятельности существует такое обилие различных ситуаций, что эффективность метода управления должна определяться соответствием данной ситуации.
Недостаток системного подхода состоит в том, что такой подход не выделяет основных компонентов, влияющих на качество управления. Он компенсируется ситуационным подходом, который, являясь логическим продолжением системного, позволяет выбрать наиболее эффективные приемы управления в конкретной ситуации. Он может выполнить полезную роль «скорой помощи» в «пожарной ситуации», позволяет быстро использовать благоприятные возможности для решения тех или иных задач, регулировать острые, быстротечные события, когда нет времени для долгих размышлений. Упоминаемый подход имеет и свои ограничения: результаты его находятся в зависимости от случайных внешних обстоятельств; действуя только на основе учета особенности данной ситуации можно уклониться от прогностической деятельности, которая требует знания и воздействия на внутренние характеристики личности учащегося. Названные особенности ситуационного подхода к управлению учением должны быть известны преподавателю для оптимального выбора необходимых средств взаимодействия с учащимися.
Системно-кибернетический подход к управлению рассматривается как целенаправленная информационно-управленческая деятельность с обязательным учетом фактора времени, уровней организации. Системно-кибернетический подход к управлению учением ориентирует преподавателя на создание условий для максимального усвоения учебной информации за минимальное время. Для того чтобы была обеспечена необратимость развития личности каждого учащегося в учебной деятельности, необходимо определение количественного и качественного (смыслового) объема сведений, который может воспринять каждый обучающийся в определенный промежуток времени. Необходимо определение объема учебного материала, который может дать педагог за это же время.
Соотношение личностно-деятельностного подхода и технологичности в работе и
источниками
Современная Россия находится на «переломе». Происходит смена парадигм во всех сферах жизни на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям. К педагогическим реалиям относится утверждение в качестве приоритетной гуманистической парадигмы; разработка концепци ...
Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия
Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S→O, где S - это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как объект обучения и воспитания. Основываясь на такой характеристике взаимодействия, к ...
Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения
младших школьников
Еще 20 лет назад В.В.Давыдов (1986) отмечал, что важнейшей задачей современной начальной школы выступает формирование у младших школьников творческого отношения к учебной деятельности. Предпосылки к успешному обучению младших школьников, как известно, складываются задолго до поступления ребенка в ш ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.