Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья результат таких педагогических факторов, как:
· стрессовая тактика авторитарной педагогики;
· интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
· раннее начало дошкольного систематического обучения;
· несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
· недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;
· массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения гигиены детей;
В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для формирования гигиенических представлений.
Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:
· формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;
· нормализация учебной нагрузки;
· разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
· формирование культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
· отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
· оптимальный двигательный режим;
· рациональное питание;
· закаливание;
· личная гигиена;
· положительные эмоции.
Как считает С.В. Попов сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни.
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.
Таким образом, здоровый образ жизни формируется всеми составляющими гигиеническими нормами. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в младшем возрасте, зависит в последующем здоровье.
Диагностика обеспечения
преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения
Исследовательская работа была выполнена на базе МОУ «Общеобразовательная школа № 15» управления образования администрации Губкинского городского округа. Руководствуясь программой развития «Школа 2100» коллектив начальной школы данного образовательного учреждения активно работает над решением пробле ...
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. В сфере ощущений отмечае ...
Детство и творчество
На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создан ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.