Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья результат таких педагогических факторов, как:
· стрессовая тактика авторитарной педагогики;
· интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
· раннее начало дошкольного систематического обучения;
· несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
· недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;
· массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения гигиены детей;
В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для формирования гигиенических представлений.
Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:
· формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;
· нормализация учебной нагрузки;
· разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
· формирование культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
· отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
· оптимальный двигательный режим;
· рациональное питание;
· закаливание;
· личная гигиена;
· положительные эмоции.
Как считает С.В. Попов сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни.
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.
Таким образом, здоровый образ жизни формируется всеми составляющими гигиеническими нормами. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в младшем возрасте, зависит в последующем здоровье.
Особенности физического воспитания в общеобразовательной
школе и роль учителя в этом процессе
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. В физическом воспитании определены роль педагога-специали ...
Основные задачи методики преподавания математики
Определить конкретные цели изучения математики по классам, темам урокам. Отбирать содержание учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся. Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей. ...
Педагогика
действия В. Лайя
Автор воспитательной концепции «школы действия» В. Лай представлял педагогический процесс через два типа воздействия на учащегося: 1) Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, уче ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.