Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Педагогические способности учителя

Материалы » Педагогическое мастерство » Педагогические способности учителя

Страница 1

Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно педагог овладевает способами и приемами педагогической деятельности.

В атласе по психологии М.В. Гамезо и И.А. Домашенко способности характеризуются как индивидуально – психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и определяют успешность ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесс овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Способности – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности.

Глубокий анализ проблемы способностей содержится в работах Б.М. Теплова. Под способностями, по его мнению, подразумеваются, во-первых, индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей. А в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На формирование способностей влияет ряд условий:

- теоретический и практический опыт;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, как считал Б.М. Теплов, находятся в постоянном развитии. Если они не развиваются на практике, то со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, математике можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.

Виды способностей.

Способности

Общие - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой- либо области деятельности.

Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:

- в литературных – особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;

- математических – умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

- в педагогических – педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передачи знаний;

- в художественных – особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Выделяют уровни способностей:

- репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

- творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность невозможна без репродуктивной.

Способности

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Методика решения алгоритмических задач
Задачи в начальном курсе информатики представлены в виде сюжетов. Каждая из них, вообще говоря, может быть решена без компьютера, хотя практически у всех тем, объединяющих задачи, есть необходимое программное обеспечение. Задания, предложенные в рабочих тетрадях А.В. Горячева, развивают у детей спо ...

Характеристика детей с ОНР
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основных группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...

Планы-конспекты уроков по оптике для 11 класса
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света Тип урока: комбинированный. Цели урока: 1) познавательная цель: углубить понимание явления отражения света на основе изученной в 8-ом классе темы "Закон отражения света", получить закон отражения света на основе принципа Гюйгенса; 2) развивающая цел ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru