Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Материалы » Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста » Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Страница 1

изобразительный дошкольник педагог творческий

Анализ проблемы развития творчества, способностей, одаренности, креативности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности, связанные с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Так, в словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способлять». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий «способиться», а «способляться» в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дела. Способный - здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова, сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренности» ПО единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей индивидуально - психологических особенностей, от которых также зависит возможность успеха в деятельности. Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании.

«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, Б.М.Теплов понимал под способностями индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или рядом деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Одаренностью называется качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно- предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Особые функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождения решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий и планирование и решения проблем.

А.М.Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С.Лейтис, В.М.Теплова, В.А.Крутецкий, Е.И.Игнатьев, Э.А.Голубева, В.М.Русимов, И.В.Равич-Щербо, А. В. Запорожец, И.Н.Поддъяков, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, Дж.Берлайн, Я.А.Понаморев и многие другие), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:

- доминирующую роль познавательной мотивации;

-исследовательскую, творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы:

-возможности достижения оригинальных решений:

-возможности прогнозирования и предвосхищения:

-способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие нравственные, интеллектуальные оценки.

При этом А.М Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». С этим полностью соглашается В.А.Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

-задатки, склонности, проявляющие в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а так же в динамичности психических процессов;

-интересы, их направленность, чистота и систематичность их проявления, доминирование познавательности интересов;

-любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению проблем;

- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

- склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;

- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, эффективность действий;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Особенности методов и приемов обучения коммуникативной деятельности учащихся 6–7 классов в традиционной методике преподавания
Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи ...

Наблюдение и анализ уроков как метод контроля
Наблюдение открытых уроков и их анализ является коллективной формой методической работы. Как оценить качество учебного процесса? Как сделать это правильно? Проводить оценку качества только лишь по результатам контроля и проверки полученных знаний и умений - нельзя. Не правильно однозначно считать, ...

Коррекция нарушений общения
Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения, разрешить основные психо­логические коллизии ребенка. Следует отметить, что эффектив­ность коррекции достигается чаще всего в процессе коллектив­ных игр ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru