Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Материалы » Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста » Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Страница 5

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ситуации, необычные ответы;

- семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

- образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи нерегламенгированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию большего числа идей;

- гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

- оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (АИР), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, а из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9.Показатели их хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ограниченно.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса.

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей.

Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к разрешению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех выше указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей.

Торренс утверждал, что не стремиться создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два, или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность.)

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированную в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующее соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое мышление.

Надежность тестов Торреса (по данным автора) очень велики: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные.

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от школьников до взрослых.

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Торренсом.

Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта.

Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность.

Оригинальность оценивается как минимальная чистота встречаемости данного ответа в однородной группе.

Точность в тестах Торренса оценивается на аналогии с тестами интеллекта. Наиболее последовательную критику работ Гилфорда, Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н. Коган.

В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности. Хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем, при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он предполагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность - неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 баллов творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Условия эффективности педагогического внушения
Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является спосо­бом внушения, самым мощным и могуще­ственным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека, «всякий говорящий внушает». В основе вн ...

Содержание, основы методики воспитательной деятельности
Как уже было выявлено, общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение для воспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельности зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в процессе формирования нравственного ...

Функциональное применение проблемного эксперимента в интенсивном обучении химии
химический эксперимент обучение В процессе обучения химии школьный эксперимент выполняет ряд важнейших функций: эвристическую, корректирующую, обобщающую и исследовательскую. Перечисленные функции химического эксперимента проявляются при выполнении опытов проблемного характера. Именно проблемный эк ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru