Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Особенности развития памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

Страница 1

В процессе обучения в специальной речевой школе большое внимание уделяется развитию у детей памяти, чтобы она, как указывал Д.Б.Эльконин, становилась мыслящей. Установлено, что во время урока физкультуры дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в подвижные игры. Хорошим стимулом для запоминания новых слов является соревнование между детьми, когда выполнение физического упражнения завершается поощрением учителя, если дети успешно повторяют заученные слова.

Как было отмечено в Главе 2, в исследованиях умственных способностей школьников с тяжелыми нарушениями речи из всех видов памяти мы остановили свое внимание на методике оценки слуховой памяти. Это связано с тем, что на уроках физкультуры для школьников младших классов именно речевой фактор играет определяющим в контакте учителя и его учеников. Объем слуховой памяти младших школьников определялось с помощью методики 10 слов. В каждом новом испытании (в последующих классах) подбиралась новая группа из 10 слов.

Результаты данных исследований приведены в табл. 3. Из этой таблицы видно, что исходный уровень слуховой памяти у детей первого класса экспериментальной и контрольной группы, который был получен на основании эксперимента в сентябре, достоверно не отличался. Второе испытание для первоклассников было проведено в мае.

Эти испытания показали, что за учебный год уровень слуховой памяти у детей экспериментальной группы возрос на 0,7 балла (25,9%), а у их сверстников из контрольной группы – на 0,3 балла (10,7%). Во всех случаях мы видим достоверное улучшение слуховой памяти у школьников первого класса после годичной учебы в специализированной речевой школе. Однако в первом случае этот прогресс был значительно более выражен, так как вышеприведенный показатель прироста уровня развития памяти у детей экспериментальной группы оказался более чем в два раз выше (табл. 3). Об этом же говорят и статистические данные. Различия в баллах у первоклассников экспериментальной и контрольной групп, полученные после испытания в мае месяца, оказались достоверными при Р<0,05.

Последующие наблюдения за школьниками контрольной и экспериментальной групп позволяют говорить о том, что специально разработанная методика проведения физкультурных занятий, в которую были включены учебные материалы на развитие памяти, принесли положительные итоговые результаты (табл. 3). Так, в экспериментальной группе второго класса уровень развития памяти (по данным исследований, проведенных в мае) достоверно вырос по сравнению с майскими исследованиями прошлого года.

В этой группе разница составила 0,5 балла или 14,7% (t = 5,6 при Р< 0,01). В то же время дети второго класса из контрольной группы значительно снизили темпы прироста показателя слуховой памяти. Они хотя и улучшили свои результаты прошлого года, но только на 0,1 балла (t = 1,0 при Р> 0,05). Следовательно, если в первом случае мы видим достоверный прирост уровня развития памяти у школьников второго класса экспериментальной группы, то во втором - была зафиксирована лишь тенденция улучшения уровня развития памяти.

Таблица 3. Показатели состояния памяти у школьников с нарушениями речи, баллы

Группы

1 класс (сентябрь)

1 класс (май)

2 класс (май)

3 класс (май)

1 испытание

2 испытание

3 испытание

4 испыт.

Экспериментальная (n=30)

2,7±0,07

3,4±0,09

3,9±0,11

4,6±0,12

Контрольная (n=32)

2,8±0,08

3,1±0,07

3,2±0,09

3,5±0,08

Достоверность

t = 1,0

Р>0,01

t = 2,72

Р<0,05

t = 5,38

Р<0,01

t = 4,29

Р<0,01

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Этапы создания педагогического теста
Процесс создания педагогического теста должен быть эффективным, научно обоснованным средством измерения учебных достижений [8]. В своей статье «Тестовые задания» Герасименко Д. рассматривает ряд этапов создания педагогического теста. Мы проанализировали эти этапы и разделили их на 4 основных блока. ...

Особенности системы высшего образования в Италии
В настоящее время образовательная система Италии переживает период реформирования в рамках Болонского процесса, направленного на создание единого общеевропейского образовательного пространства. Особенно существенные изменения коснутся высшей школы. В соответствии с новыми стандартами в итальянских ...

Составляющие здорового образа жизни
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия у ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru