Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление развитием воспитательной системы

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление развитием воспитательной системы

Страница 6

- жизнедеятельность учащихся, вмещающая в себя игру, труд, творчество, общение, личностные смыслы и т.п.;

- способ овладения современной культурой и культурной традицией, при котором педагог выступает не как источник информации, а как посредник между культурой и ребенком, а учебный материал — не как строительный материал культуры, а как сама культура;

- источник приобретения разнообразного реального (жизненного) опыта.

Таким образом:

для создания ВС нужна направленная на развитие личности учащегося цель и принимаемая всеми участниками воспитательного процесса привлекательная идея, осмысленная с позиций философии, педагогики, психологии;

развитие любой ВС проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития ВС является противоречие между традициями и инновациями;

целью и результатом функционирования любой ВС, показателем ее совершенства является развивающаяся личность.

Воспитательная система характеризуется как система открытая, неравновесная, в значительной степени самоорганизующаяся. В связи с этим, по утверждению исследователей ВС, управление ею обладает определенными особенностями.

Теоретическую основу управления развитием ВС определяет синергетика — наука, изучающая самоорганизующиеся системы.

Важно при этом в максимальной степени учитывать естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю ее развития. Для этого нужны «малые воздействия», которые дадут «большие результаты», с помощью которых можно найти точки «резонансного» воздействия на систему. Управлять такой системой извне можно лишь отчасти, так как она, будучи неравновесной, обладает своими внутренними степенями свободы, недостижимыми для воздействия извне. Важно поэтому в каждом конкретном случае управлять эволюцией системы сбалансированно, гармонично сочетать внешние и внутренние воздействия, не только сохраняя уже имеющиеся степени свободы системы, но и создавая новые. Управляемость системы и способность ее к самоорганизации хотя и взаимосвязаны, но не очень жестко. Это дает возможность при управлении сочетать естественное — искусственное.

Эффективность такого подхода во многом зависит от информационной обеспеченности процесса управления: важно знать не только то, что ты хочешь от системы, но и то, что направлено на поддержание ее устойчивости в условиях отнюдь неравномерного развития.

Достигаемая устойчивость не означает строгой упорядоченности. ВС по необходимости должна включать зоны порядка и хаоса. Необходимость зон порядка и хаоса в ВС объясняется с одной стороны, развитием, которое само есть движение к целостности, полной упорядоченности, а с другой — целостностью, которая может стать причиной стагнации (застоя) системы. Есть множество фактов, иллюстрирующих реальность данного противоречия. Ни одна ВС не может существовать без определенной унификации, стандартизации поведения людей, без воспроизводства повторяющихся ситуаций, без единства мысли и действий ее субъектов. Вместе с тем по мере развития системы в различной форме (не обязательно конфликтной) проявляется неудовлетворенность отдельных личностей тем, что необходимо подчиняться общему ходу жизни. Объективно, независимо от желания того или иного человека, в системе складывается механизм отторжения того, что не вписывается в рамки принятого.

Противоречие между хаосом и упорядоченностью (в форме противоречий между личностью и системой, между традициями и новациями) проявляется и разрешается в ВС иначе, чем в других социальных сферах. ВС развивается быстрее и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности (об этом мы уже упоминали). И это естественно, так как в любом образовательном учреждении быстро происходит смена поколений детей, постоянно привносится что-то новое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Система Дж. Дьюи
Наследие американского ученого Дж. Дьюи предстает сегодня предметом пристального интереса и феноменом интернационального характера не случайно. "Человек XX века", как его называют многие исследователи, сумел оказать огромное влияние на развитие мировой педагогики. Философия Дж. Дьюи предс ...

Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Термин "сострадание" непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личн ...

Принципы экологического образования
экологический образование воспитание химия В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз: первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены; вторая - защита п ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru