Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Для создания доброжелательного отношения к опыту становления и развития ВС мы рекомендуем обратиться к такому феномену, как имидж. Имидж понимается как непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о личности или социальной структуре. Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной операции, как представление, и находится на низших этажах нашей психики — в подсознании или обыденном сознании. В качестве конкретной психологической продукции имидж выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как зовущая мечта. Создание привлекательного в глазах других людей образа ВС школы; формирование в педагогических коллективах, у родителей учащихся, общественности установки на принятие ВС как социально-педагогической ценности; формирование потребности в стремлении к творчеству в педагогической деятельности и высоким нравственным идеалам — все это составляет имидж органов народного образования и является важными функциями.
Содержание управления изнутри представляет собой организация совместной деятельности и общения детей, а также регулирование возникающими отношениями в детской среде. Средствами внутреннего управления развитием ВС являются включение всех учащихся в коллективные творческие дела; создание воспитывающих ситуаций; гуманизация отношений между детьми, детьми и взрослыми; регулирование познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов деятельности школьников.
Средствами управления развитием ВС могут быть и структурные компоненты школы. Это классные ученические коллективы, кружки, спортивные секции, трудовые объединения, а также учебные кабинеты, музеи мастерские при условии превращения их в творческие центры для всего школьного коллектива. Условиями такого управления развитием ВС являются: оптимальное соотношение традиций и новаций в организации школьной жизни; опора на кадры педагогов выпускников этой же школы; использование творческого потенциала педагогов и учащихся
Моделирование социальных (социально-педагогических) ситуаций должно быть ориентировано на вовлечение в них подростков в качестве субъектов, творцов. Важным фактором является выработка у них умений и способности «конструктивной» рефлексии.
Некоторые ошибки в управлении воспитательной системой
Исследователи воспитательных систем главной ошибкой в управлении ими считают нормативный подход педагогов к организации воспитательного процесса. Это выражается в игнорировании природы ВС, ее специфического своеобразия. Ученые выделяют три главных качества ВС — неравновесность, способность к самоорганизации, самореализации и саморазвитию; открытый характер системы, ее неизбежное взаимодействие с окружающей средой; самобытность каждой конкретной ВС.
Само же игнорирование специфичности ВС проявляется в насильственном характере целеполагания, в поспешности и неосмотрительности при выборе системообразующих видов деятельности, а также в упрощенном подражании телевизионным развлекательным передачам и чрезмерном увлечении разыгрывания воображаемых ситуаций взамен реальной жизни и нормальной человеческой деятельности.
Как же избежать этих ошибок?
Ученые называют возможные пути и способы. Известно, что для любой педагогической системы первостепенное значение имеет целеполагание. Педагоги должны постепенно, поэтапно формировать потребности учащихся, постоянно изучать детей и отслеживать их развитие. Этот материал дает основание для формирования целей, которое не может проходить без участия самих детей. С участия в формировании целей своей деятельности начинается становление человека как субъекта. «В этом деле педагоги не должны забегать вперед, выдавать желаемое за действительное».
Важно выбрать системообразующий вид деятельности, способной привести к желаемому результату и быть наиболее значимой и привлекательной для большинства детей и педагогов (прежде всего — детей) образовательного учреждения. И вовсе необязательно стремиться к тому, чтобы эта деятельность была учебной. Она может быть спортивной, художественно-творческой, трудовой и др. При развитии ВС будут расширяться зоны ее влияния, что обязательно приведет к включению в ВС всех значимых сфер жизнедеятельности, в том числе и учебно-познавательной. И ни в коем случае нельзя брать со «стороны» тот вид деятельности, который дает хорошие результаты в другом образовательном учреждении.
Социализация подростков: норма и отклонение от
нормы
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это - люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социоло ...
Особенности системы высшего образования в Японии
В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 ...
Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме
На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования. Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое п ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.