Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление развитием воспитательной системы

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление развитием воспитательной системы

Страница 5

Третий этап развития ВС характеризуется тем, что ученический и педагогический коллективы чаще выступают как единое целое, как содружество, объединенное общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности.

У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке. Формируется тип преподавателя-исследователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем — социальное наследование. В управлении школой практически исчезают административно-приказные формы, возрастает интенсивность процессов самоуправления, саморегуляции. Возникает потребность в специальной психологической службе. Воспитательная система вступает в состояние равновесия. Но это состояние нестабильно, так как встает вопрос о соотношении традиций и инноваций, которые вступают в противоречие.

Развитие ВС в конечном итоге связано с введением новаций и переводом их в традиции. Традиция придает ВС устойчивость, связана с сохранением системы, укреплением ее структуры. Инновация обновляет систему, изменяет устойчивые связи. При возникающих между ними противоречиях возможны следующие ситуации: традиции, всегда существующие в данной ВС, не превращаются в ритуал, имеют вариативное содержание; инновации не заменяют традиции, а возникают рядом;

происходит отмирание традиций, возникновение новых.

Воспитательная система не может существовать постоянно. Совершенствуясь, она приближается к своему концу, так как из жизни школы исчезают непредсказуемые, нестандартные ситуации. Чрезмерно стабильная гуманистическая школа может давать тепличный эффект, когда степень защищенности ребенка превышает меру, нужную для его развития. Можно сказать, что ВС хороша до тех пор, пока ее нет.

Однако в большинстве случаев ВС развивается быстрее, чем многие другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. Это естественно: в любом воспитательном учреждении идет довольно быстрая смена поколений детей. Каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, должно вносить в нее что-то свое, новое. Поэтому развитие ВС детерминируется не столько объективными, сколько субъективными факторами.

В теории самоорганизующихся систем известно, что поле путей развития определяется сугубо внутренними свойствами самой системы. ВС как система социально-педагогическая является самоорганизующейся. При ее перестройке встает задача изучения ее свойств и состояний. Системе сложно что-либо навязать; в ней должна содержаться основа для развития новой системы, тогда процесс ее построения будет более эффективным.

Моделируя ВС, важно знать главное, а именно: что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Этим главным должны стать концепция ВС и цели создания ВС. Важной особенностью целеполагания ВС является не столько продукт — создание системы, сколько субъект — ребенок, педагог.

Существует множество путей развития ВС. Важнейшим фактором существования и развития ВС является воздействие среды. Даже малые воздействия на тот или иной компонент системы могут направить ее развитие по новому пути. Таким воздействием может оказаться изменение системообразующей деятельности, приход в коллектив нового педагога с иными педагогическими идеями, с новыми личностными возможностями, приводящими к бесконечному процессу моделирования. Вариативность ВС может возникнуть даже на базе единой исходной педагогической концепции. Ведь достижение желаемого возможно разными путями и способами, в ходе различных видов деятельности.

Процесс обучения — основное средство воспитания и важная составная часть ВС. Поэтому нужно организовать его так, чтобы он стал реальным условием развития ВС. Последнее возможно, если процесс обучения представляется как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Опыт реализации принципа гуманизма в педагогической практике Амонашвили Ш.А
гуманизация обучение педагог психолог Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе Шалва Александрович Амонашвили начал свой педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии - в Тбилиси, ...

Онтогенетические аспекты становления фонематического восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста
В работах энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России 17 - 19 веков отражаются в отдельности своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей. Развитие научно – обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и п ...

Возрастные особенности развития психических процессов детей
В школьном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. Основу умственного развития в детстве младшего школьного возраста составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. В ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru