Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление развитием воспитательной системы

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление развитием воспитательной системы

Страница 2

Важным признаком ВС является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. «Окружающая среда» для большей части ВС (прежде всего ВС городских образовательных учреждений) — это семьи учащихся, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д. Влияние окружающей среды требует от ВС таких качеств, как адаптивность (способность реагировать на окружающую среду) и стабильность (относительное постоянство к окружающей средсво связь с окружающей средой не односторонняя. ВС сама способна влиять на нее, обладая признаком обратной связи. Преобразуя окружающую среду по законам педагогики, педагогизируя ее, ВС делает ее своей составной частью.

ВС может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать, т.е. она способна к саморегуляции.

Любая система, в том числе и воспитательная, имеет состав, т. е. совокупность компонентов. Набор компонентов зависит от тех параметров, которые исследователь положит в основу анализа системы.

Составными частями ВС прежде всего являются ее подсистемы. Это дидактическая система, система воспитательной работы и система управления. Дидактическая система представляет собой учебную деятельность учащихся и методическую — преподавателей.

Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Система управления включает необходимый набор функций (деятельностей), направленных на поддержание, функционирование и развитие системы. Продуктивность отношений и взаимодействий данных подсистем проявляется в том «педагогическом резонансе», в условиях которого осуществляется развитие и саморазвитие личности.

Охарактеризуем компоненты ВС. Основной целью любой ВС является развивающаяся личность учащегося. Поэтому существенные характеристики воспитательных систем будут сходными.

ВС — системы по происхождению искусственные, т.е. созданные человеком. Смыслом их создания и существования является возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося. Самочувствие учащегося и педагога, создание условии для полного их самовыражения, для развития их творческих индивидуальностей — в этом заключается смысл функционирования любой ВС.

Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование: а) целостной и научно обоснованной картины мира; б) самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины; в) приобщение к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного этим ценностям поведения; г) креативности, «творческости» как черты личности; д) самосознания помощи в самореализации.

Достижение цели может осуществляться разными путями: условиями, в которых создается ВС, содержанием педагогической идеи, реализуеМ0й через ВС. Поэтому ВС могут (да и должны) быть разнообразными. Педагогическая идея (т.е. идеология ВС) конкретизируется в целевых ориентирах педагогов и учащихся на разных уровнях. Мы представляем это следующим образом: социальная цель — цель ВС — цель периода — задачи педагогического воздействия (образовательные, воспитательные, развивающие) — коммуникативные задачи — задачи самовоспитания.

Следовательно, для формирования отношений, отвечающих поставленным целям, нужна системообразующая деятельность, т.е. деятельность, с помощью которой будет достигнута целевая установка ВС.

Известно, что для человека (прежде всего — формирующегося) важны игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и другие виды деятельности.

В образовательном учреждении главным видом деятельности является учебная. Но не для всякой ВС учебная деятельность будет системообразующей. Таковой может быть и спортивная, и трудовая, и познавательная, и другие виды деятельности. Признаками системообразующей деятельности является ее совместный характер (детей и взрослых), она должна быть творческой и личностно значимой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Школьные перегрузки
Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей. Детям трудно. Многие ощущают себя загнанными лошадьми, и пословица «ученье и труд все перетрут» приобретает зловещий смысл. Российская школа становится в буквальном смысле опасна для жизни. Те, у кого дети еще ...

Содержание, функции, уровни развития сюжетно-ролевой игры
Говоря о содержании сюжетно-ролевой игры, следует различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. На сюжеты игр решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Действительность, в которой живет и с которой сталкив ...

Классификация дидактических игр
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образов ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru