Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В настоящее время существуют два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Второй – на системе комплексной оценки.
В рамках первого из указанных подходов в качестве количественного показателя, характеризующего индивидуальный уровень интеллектуального развития, используется так называемый «коэффициент интеллекта» (IG), который, определяется с помощью специальных тестов интеллекта.
В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.
Исходя из системы деления тестов по предмету диагностирования, т. е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста этого, все тесты можно разделить на два больших класса:
I. Тесты достижений.
II. Психологические тесты:
1. Интеллектуальные тесты; 2. Тесты способностей; 3. Социально-психологические тесты; 4. Личностные тесты.
Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).
Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).
Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов - восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей - от простого манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. - Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию "интеллект" и рассчитывается по формуле:
Умственный возраст
IQ = ----------------------------------- х 100.
Хронологический возраст.
В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственного развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма "базового возраста" и поправочного коэффициента "К". Коэффициент "К" соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста.
Такая классификация коэффициента интеллекта нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике. Значения IQ, полученные с помощью разных тестов интеллекта, могут не совпадать между собой (шкала Станфорд-Бине, шкала Векслера и др.)
Ребенок считается одаренным, если коэффициент интеллекта, характеризующий уровень его интеллектуального развития, превышает некоторое пороговое значение (в разных источниках различные значения).
Согласно выводам одних авторов этот показатель должен быть выше 120, согласно выводам других - выше 130-135. А. Шведел и Р. Стоунбернер отмечают, в частности, что этот показатель должен превышать 135 баллов по шкапе Станфорд-Бине.
Высоко одаренными считаются дети, IQ которых превышает 160. Приведем классификацию коэффициентов интеллекта по шкале Векслера.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ
|
IQ |
Уровень интеллекта |
Процент проявления |
|
130 и выше |
Очень высокий интеллект |
2.2 |
|
120-129 |
Высокий интеллект |
6.7 |
|
110-119 |
"Отличная норма" |
16.1 |
|
90-109 |
Уровень большинства лиц |
50.0 |
|
80-89 |
Сниженная норма |
16.1 |
|
70-79 |
Пограничный класс |
6.7 |
|
69 и ниже |
Умственный дефект |
2.2 |
Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности
детей раннего возраста в процессе предметной деятельности
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физичес ...
Задачи и содержание работы по обучению детей младшего дошкольного возраста
правильному произношению звуков
Основной задачей обучения произношению детей раннего и дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Для правильной орга ...
Анализ результатов статистической обработки заданий теста диагностики
индивидуального прогресса
Нами была проведена статистическая обработка результатов теста диагностики индивидуального прогресса по двум срезам. Мы провели оценку качества заданий выделенными нами методами оценки валидности, надежности, дифференцирующей способности, а также подтвердили уровни заданий, с помощью выделенного до ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.