Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Социально – педагогические условия благоприятной адаптации учащихся начальной школы в среднем звене

Материалы » Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене » Социально – педагогические условия благоприятной адаптации учащихся начальной школы в среднем звене

Страница 1

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.

«Создание социально-педагогических условий, способствующих успешной адаптации пятиклассников – важнейшая задача школы, так как именно этот возрастной период важен при формировании личности школьника, закладывает потенциал его дальнейшего развития» - подчеркивает О. К. Матвеева.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

У младших подростков, как уже отмечалось, с одной стороны, очень сильное желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничество в новом классном коллективе.

Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установление норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.

Поэтому подчеркивает Е.г. Коблик «очень важно довести до сознания детей значимость правил, формировать отношение к ним как к определенной ценности».

Важнейшей задачей является помощь детям в осознании требований преподавателей.

Протекание школьной жизни учеников класса осложняется еще и неоправданными требованиями самостоятельности, ответственности и инициативности, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах.

«Принимая новый класс в основной школе, учитель - предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения» - пишет О.Г. Харкевич.

Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся.

Если действия учителей будут согласованны, детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам.

Другая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника.

В отличие от начальной школы, где вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, школа, учитель имеют право выбора образовательной системы, учебника, приемов обучения), в подростковом возрасте возможно создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что будет служить предпосылкой для построения индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе.

Успешность самореализации подростков тесно связано с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.

Для решения поставленных общих задач в основной школе администрация учебных заведений, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Напротив, удельный вес групповых работ. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.

Развивать рефлексивные умения учащихся - умения смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника , возможностей и перспектив его развития.

Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Педагогические способности учителя
Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований. Способности к педа ...

Основные задачи методики преподавания математики
Определить конкретные цели изучения математики по классам, темам урокам. Отбирать содержание учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся. Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей. ...

Предмет методики преподавания математики
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи. Существу­ют разные точки зрения на содержание понятия «методика». Одни, признавая методику наукой педагогической, рассмат ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru