Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет па все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю. «В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности» (Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике).
Трудно сказать, по каким путям поведет школьника его естественный возрастной процесс активности, если он не будет направлен никакими умственными интересами. Об этом предупреждал в свое время учителей К.Д. Ушинский, считавший, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Важно учитывать и то, что мотивы и интересы по мере формирования учебной деятельности вступают в сложные отношения с другими новообразованиями личности, в качестве которых выступает теоретическая позиция ученика, а также личностная значимость учебной деятельности для школьника.
Каковы же условия становления учебно-познавательных интересов? Как учитель формирует их у учащихся на уроке? Что он делает, чтобы активизация учебной деятельности и интерес к учению постоянно развивались? Как управляет учитель развитием содержательного отношения к учению?
Учитель в становлении и развитии у учащихся интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями:
1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа ученика, тем интереснее ему работать.
6. Яркость, эмоциональность учебного материала воздействует на ученика, на его отношение к предмету (С.М. Бондаренко. Урок – творчество учителя).
Необходимо творчески относиться к выборам методов и приемов. Творческий подход в условиях фронтальной, дифференцированной и индивидуальной работы проявляется по-разному, хотя в основе имеет много общего. Состав и особенности учительской деятельности обусловливают специфику педагога в каждом конкретном случае. И если допускаются одинаковые методы воздействия в работе с классом, группой, личностью, то в воспитании пропадает даже подобие творчества.
Ю.К. Бабанский рекомендует в одних случаях делать акцент на применении методов развития интереса к учению, а в других – на применении методов стимулирования ответственности в учебном труде. Опытные учителя используют занимательные примеры, показывая значение изучаемой темы для задач, применяют познавательные игры, разнообразные способы стимулирования активности в учебе. Но не все учебе является ярким, занимательным. Поэтому учителю надо вырабатывать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.
Построение системы задач, направленных на развитие способностей учащихся в
процессе обучения математике
В таблице 2 систематизированы основные типы математических и учебных задач, направленных на развитие определенных компонентов способностей и образующих систему, адекватную системе развивающих целей обучения математике. В данном параграфе приведена иллюстрированная примерами методика построения сист ...
Педагогика и школа в эпоху Возрождения
XIV—XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса — буржуазии, которая возродила культуру античного м ...
Методы статистической оценки качества теста
Методы оценки основных характеристик теста состоят из двух частей: Вычисление некоторой величины или характеристики; Интерпретация полученного результата, в соответствии с нормой. Норма определяется согласно специфике теста. Как правило, прежде чем применять методы статистической обработки к тестов ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.