Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
О положительном влиянии подвижных игр на организм здоровых детей уже в возрасте 1-3 лет писали многие авторы. Р. И. Евдокимова, О. Р. Костенко, П. Е. Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Ребёнок под влиянием подвижных игр хорошо физически развивается: у него увеличиваются масса тела, рост, окружность, дыхательная экскурсия грудной клетки, повышается мышечный тонус, уменьшаются дефекты осанки, улучшается аппетит и сон. Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка. В этих играх у детей воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Подвижные игры используются в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, физической подготовленностью, психическим развитием, индивидуальными особенностями личности ребёнка.
Поскольку единой классификации подвижных игр нет, то существуют различные классификации. Так, М. М. Конторович и Л. И. Михайлова, помимо деления подвижных игр по возрастным группам, распределяют их по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: игры большой, средней и малой подвижности. Н. Н. Кильпио основывает набор подвижных игр на используемых физкультурных пособиях (флажки, мячи, палки, обручи, скакалки) и гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка и стенка). Л. В. Страковская рекомендует все подвижные игры разделить на четыре группы с учётом примерной психофизической нагрузки: I группа – с незначительной нагрузкой; II группа –с умеренной нагрузкой; III группа – с тонизирующей нагрузкой; IV группа – с тренирующей нагрузкой .
Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения.
Исследования И. М. Сеченовым, И. П. Павловым и их последователями высшей нервной деятельности позволяют использовать знания об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа.
Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.
Учение И. П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков. По мнению психолога М. О. Гуревича, дети двух лет производят впечатление увальней, дети трёх-семи лет отличаются подвижностью и грациозностью, двигательным богатством. Но оно проявляется лишь при свободных движениях. Стоит заставить ребёнка производить точные движения, как он быстро утомляется и стремится уйти к своим играм, где движения свободны, а неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостаточно выработанных двигательных стереотипов. Таким образом, в возрасте 3-7 лет преобладает выразительная, изобразительная и обиходная моторика. Оформление моторного динамического стереотипа до степени развития, свойственного взрослому, завершается только после полового созревания, то есть намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.
Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный навык .
Исследование речевого развития детей раннего
возраста
С целью исследования речевого развития детей раннего возраста нами разработан следующий диагностический комплекс, проводимый в 2 направлениях: 1) Исследование познавательного развития детей раннего возраста. 2) Исследование речевого развития детей раннего возраста Исследование познавательного разви ...
Изучение работоспособности учащихся
Анализируя данные исследований, проведенных психологом, можно сделать заключение, что большинство учащихся исследуемых классов обладают средним уровнем работоспособности, но при этом существует достаточно большое количество детей, обладающих средне-слабым и слабым уровнем. Причиной возникновения да ...
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование зачатков произвольного внимания и смысловой памяти. С тре ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.