Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Образование в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задания и выполнять их, словом понимать учебную задачу.
На занятиях у учащихся формируются не только знания, умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
Особенность обучения проявляется и в том, что дети этого возраста, имея небольшой объём внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объём задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу.
Ещё в древности педагоги обращали внимание на то, что обучение детей возраста должно быть интересным, чтобы не отпугивать их от желания узнавать новое и в целом от учения.
Достичь того, чтобы каждое занятие было интересным для детей можно, сопровождая его игрой, сюрпризными моментами, загадками, скороговорками.
Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми в процессе учебной деятельности. Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребёнку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать помощь.
Характеризуя специфику познания ребёнком окружающего мира, Константин Дмитриевич Ушинский подчёркивал, что дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще.
На занятиях дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки, а самое главное в процессе обучения развивается творчество. На любом развивающем занятии можно выделить три основных части:
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части воспитанники настраиваются на выполнение определённой работы или её части. Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида занятий, возрастом детей, условиями проведения занятий. В процесс объяснения задания могут активно включаться дети, отвечая на вопросы воспитателя, показывая у доски способы выполнения задания.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребёнка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, всё ли идёт верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в напоминании, просто поддержке или поощрении.
Третья часть - заключительная – анализ выполнения задания и его оценка. В этой части также следует активизировать детей. Во-первых, оценивать надо результат, а не поведение детей, во-вторых, оценивать всю группу, а не отдельных детей, в-третьих, сначала следует оценивать все положительное и только после этого фиксировать, что не удалось выполнить. Делать это нужно так, чтобы не подорвать уверенность ребёнка в своих возможностях, не подорвать интерес к познавательной деятельности.
На развивающих занятиях организуется усвоение программного материала. Так, усвоение разнообразных движений происходит на физкультурных занятиях, которые, как правило, осуществляются в спортивном зале. Обучение рисованию и лепке в специально оборудованной художественной студии.
На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться.
Занятия могут быть общегрупповыми, проводиться с подгруппой детей, а иногда индивидуально. Проведение занятий со всей группой или по подгруппам имеет общевоспитательное значение. Дети приучаются заниматься в коллективе, притом, что каждый решает учебную задачу самостоятельно. Они объединяются общей целью, занимаются, видят успехи и трудности. Их учат радоваться успехам других ребят.
Классификация педагогических задач, их схемы решения
Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога. Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуации с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая д ...
Возрастная и педагогическая психология
Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследованный отрезок жизни человека) и психологических условий эффективности ...
Система управления профессиональными учебными заведениями
Цели занятия: осмыслить сущность управления учебными заведениями как целостной системы, проследить специфические закономерности управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями, изучить сущность управления учреждениями среднего специального, профессионального образования. ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.