Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Большинство педагогов связывают старшеклассников с подростковым периодом возрастной периодизации. Подростковый возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет (А.А. Бодалев, А.Б. Боссарт, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Н.С. Лукин, Л.Ф. Обухова, Н.А. Рождественская, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Хрипкова, Д.Б. Эльконин и другие).
Важным для нашего исследования представляется более четкое деление возрастных границ подросткового периода. В этой связи, С.А. Беличева отмечает, что в настоящее время назревает актуальность выявления новой системы координат для определения отдельных периодов психического развития ребенка, поскольку существуют самостоятельные понятия хронологического, физиологического и психологического возрастов, и также возраста, связанного с уровнем психического и социального развития [6, c. 213].
Психологи указывают на несовпадение вышеперечисленных возрастов, следовательно, появляется необходимость выявления самостоятельных критериев периодизации.
Подростковый возраст выделяется и рассматривается исследователями с различных позиций. Так, с точки зрения биологического подхода к развитию личности, подростковый период совпадает с пубертатным этапом жизнедеятельности, характеризующимся совокупностью соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии и половом созревании.
В пубертатный период наблюдается отчетливое ускорение роста, с изменением пропорций тела, подчиненным определенным закономерностям: усиление роста кистей и стоп, затем бедер, груди и плеч и в последнюю очередь - туловища. Половое созревание, в свою очередь, отмечено резким увеличением половых гормонов в плазме. Таким образом, пубертатный период характеризуется гормональным "взрывом", дающим огромную нагрузку на организм подростка.
Маргинальность подростковой стадии в биологическом подходе, на наш взгляд, проявляется в рассогласованности между гормональным статусом и психическим переживанием или поведением. Именно поэтому наблюдается большая размытость границ подросткового возраста, поскольку данное развитие имеет индивидуальный характер, что затрудняет определение возрастных рамок.
С точки зрения деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и другие), подростковый период совпадает с определенным видом ведущей деятельности - интимно-личностным общением. Так, опираясь на концепцию деятельностного подхода Л.С. Выготского, положившего в основу периодизации ведущую деятельность, психическое развитие подростка можно рассматривать в контексте следующих признаков: базовых отношений со взрослыми и сверстниками, складывающихся в рамках ведущей деятельности; возникновения основных новообразований, связанных освоением ведущей деятельности [22].
Ведущая деятельность подростка - интимно-личностное общение, являющееся своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые присущи взрослым. Для подростков эти отношения наиболее значимы, чем отношения со взрослыми.
Рассматривая внеучебную деятельность в образовательном контексте, мы исходили из того, что образование как культурное явление включает в себя и внеурочную деятельность. В этом смысле внеурочная деятельность должна строиться "культурообусловленно", то есть ее цели должны быть связаны с пониманием культурных целей отдельных групп людей, в данном случаи подростков. Этот антропологический подход позволяет лучше понять подростка и в качестве важного принципа организации этой деятельности выделить ее культуроемкость. В педагогике и психологии общепризнанно, что развитие личности возможно только в культурной среде. Именно культурная создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает "свободу культурного самоопределения" подростка: в частности, культурная среда дополнительного образования, среда божественной жизни школы определяют зону внеурочной культурной деятельности. Именно в такой деятельности, построенной на принципе культуроемкости, подросток является субъектом этой деятельности.
Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки". [31, С. 4].
Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья
Для того чтобы определить направленность содержания работы воспитателя коррекционного учреждения в основной период, необходимо понять особенности психики детей с ограниченными возможностями развития. В ряде отечественных исследований (А. А. Катаева, В. И. Лу-бовский, Е. М. Мастюкова, Н. И. Морозова ...
Особенности подросткового алкоголизма
Подростковый возраст - это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием от 12 до 18-19 лет, т.е. переходный возраст, т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от незрелости к зрелости пронизывающий все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, ...
Воспитание детей в семье
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.