Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Понятие внеурочной деятельности. Значение внеурочной деятельности в повышении успешности старшеклассников

Материалы » Внеурочная деятельность старшеклассника » Понятие внеурочной деятельности. Значение внеурочной деятельности в повышении успешности старшеклассников

Страница 1

Большинство педагогов связывают старшеклассников с подростковым периодом возрастной периодизации. Подростковый возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет (А.А. Бодалев, А.Б. Боссарт, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Н.С. Лукин, Л.Ф. Обухова, Н.А. Рождественская, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Хрипкова, Д.Б. Эльконин и другие).

Важным для нашего исследования представляется более четкое деление возрастных границ подросткового периода. В этой связи, С.А. Беличева отмечает, что в настоящее время назревает актуальность выявления новой системы координат для определения отдельных периодов психического развития ребенка, поскольку существуют самостоятельные понятия хронологического, физиологического и психологического возрастов, и также возраста, связанного с уровнем психического и социального развития [6, c. 213].

Психологи указывают на несовпадение вышеперечисленных возрастов, следовательно, появляется необходимость выявления самостоятельных критериев периодизации.

Подростковый возраст выделяется и рассматривается исследователями с различных позиций. Так, с точки зрения биологического подхода к развитию личности, подростковый период совпадает с пубертатным этапом жизнедеятельности, характеризующимся совокупностью соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии и половом созревании.

В пубертатный период наблюдается отчетливое ускорение роста, с изменением пропорций тела, подчиненным определенным закономерностям: усиление роста кистей и стоп, затем бедер, груди и плеч и в последнюю очередь - туловища. Половое созревание, в свою очередь, отмечено резким увеличением половых гормонов в плазме. Таким образом, пубертатный период характеризуется гормональным "взрывом", дающим огромную нагрузку на организм подростка.

Маргинальность подростковой стадии в биологическом подходе, на наш взгляд, проявляется в рассогласованности между гормональным статусом и психическим переживанием или поведением. Именно поэтому наблюдается большая размытость границ подросткового возраста, поскольку данное развитие имеет индивидуальный характер, что затрудняет определение возрастных рамок.

С точки зрения деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и другие), подростковый период совпадает с определенным видом ведущей деятельности - интимно-личностным общением. Так, опираясь на концепцию деятельностного подхода Л.С. Выготского, положившего в основу периодизации ведущую деятельность, психическое развитие подростка можно рассматривать в контексте следующих признаков: базовых отношений со взрослыми и сверстниками, складывающихся в рамках ведущей деятельности; возникновения основных новообразований, связанных освоением ведущей деятельности [22].

Ведущая деятельность подростка - интимно-личностное общение, являющееся своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые присущи взрослым. Для подростков эти отношения наиболее значимы, чем отношения со взрослыми.

Рассматривая внеучебную деятельность в образовательном контексте, мы исходили из того, что образование как культурное явление включает в себя и внеурочную деятельность. В этом смысле внеурочная деятельность должна строиться "культурообусловленно", то есть ее цели должны быть связаны с пониманием культурных целей отдельных групп людей, в данном случаи подростков. Этот антропологический подход позволяет лучше понять подростка и в качестве важного принципа организации этой деятельности выделить ее культуроемкость. В педагогике и психологии общепризнанно, что развитие личности возможно только в культурной среде. Именно культурная создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает "свободу культурного самоопределения" подростка: в частности, культурная среда дополнительного образования, среда божественной жизни школы определяют зону внеурочной культурной деятельности. Именно в такой деятельности, построенной на принципе культуроемкости, подросток является субъектом этой деятельности.

Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки". [31, С. 4].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Влияние социума на становление и развитие творческой активности ребенка
Творческий ребенок - хорошо это или плохо. Можно сказать, что это странный вопрос, ну конечно, хорошо! Не будем торопиться. Ответ не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. Еще в семидесятых годах прошлого века американский исследователь П.Торренс заметил, что большинство творчески ...

Виды мышления и его сущность
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мещеряков Б.Г. определяет мышление как творческое преобразование субъективных образов в сознании человека. Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно ...

Методы театральной педагогики
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, прир ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru