Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Действия подготовительного характера:
- общее ознакомление с предстоящим заданием;
- анализ исходных данных (образца изделия, графических изображений и другой технико-технологической документации);
- анализ требований к результатам трудовой деятельности детей;
установка требований к учебному заданию и установление критерия выполнения предстоящей работы.
Умение планировать выполнение задания:
- планирование последовательности выполнения технологических операций и средств контроля;
- планирование состава необходимых средств трудовой деятельности (инструментов, приспособлений, материалов и т.д.);
- планирование состава необходимых средств контроля трудовой деятельности (контрольно-измерительные инструменты);
планирование рабочего места.
Умение организовать свой труд:
подготовка средств труда (проверка пригодности их к работе);
рациональная организация рабочего места;
уточнение хода предстоящего технологического процесса;
поддержание средств труда в хорошем эксплуатационном состоянии (бережное обращение со средствами труда, использование их строго по назначению);
поддержание рациональной организации рабочего места в процессе работы.
Умение контролировать процесс и результаты своего труда:
контроль состояния предмета труда (заготовки и пригодность их к предстоящей работе);
контроль состояния средств труда (инструменты, приспособления и др. проверка пригодности их к работе);
контроль правильности хода технологического процесса (целесообразной последовательной работы, постоянное стремление к ее совершенствованию);
постоянный контроль условий труда (безопасность труда, производственная санитария, соблюдение определенного порядка на рабочем месте, правильное выполнение технологических операций и приемов работы с инструментами);
контроль продукта труда (изделия);
предложения по совершенствованию конструкции изделия или хода технологического процесса (поддержание у детей отношения к своей трудовой деятельности, постоянного стремления к улучшению своей работы).
Этот общий подход безотносительно к какому-либо труду детей при творческом его использовании дает возможность разработать конкретные планы уроков, различных упражнений, практических задач, а также выбора объектов труда, что позволит учителю более эффективно формировать у детей умение самостоятельно планировать свою трудовую деятельность.
Таким образом, учителю важно иметь в виду, что приучение младших школьников к всестороннему и глубокому анализу предстоящей работы имеет весьма существенное значение для формирования осмысленной последовательности и целостного представления о предстоящей работе. Формирование данных умений и навыков требует от учителя систематической и кропотливой работы. Обучение младших школьников вышеперечисленным общетрудовым навыкам целесообразно организовать по следующим условным этапам:
На первом этапе учитель формирует у детей отдельные компоненты трудового процесса. Сюда следует отнести определение размеров изделия по образцу, графическим изображением, инструкциям и другой технико-технологической документации. Установление последовательности выполнения работы, способов самоконтроля. Подбор необходимых основных и вспомогательных материалов, инструментов, приспособлений и т.д.
На данном этапе при анализе предстоящей трудовой деятельности детей на вводном инструктаже, подробно объясняются и показываются возможные способы планирования, организации и контроля труда. Систематические упражнения, связанные с планированием, организацией и контролем трудовой деятельности при последовательном неуклонном и точном выполнении детьми всех указаний, вырабатывают необходимые умения и навыки, которые после соответствующих тренировок, будут принимать все более творческий характер.
Чтобы успешно, эффективно и качественно дети усвоили умения и первоначальные навыки планирования, организации и самоконтроля своего труда, целесообразно систематически разъяснять младшим школьникам такие понятия, как: «цель действия» - представление о результатах трудовой деятельности, отвечающее определенным требованиям; «способы действия» система операций, с помощью которых осуществляется трудовой процесс; «условия действия» - задание, которое ставится перед ребенком; «результат действия» - конечный этап, к которому приходит школьник в результате своей трудовой деятельности и т.п.
К тому же на каждом уроке учителю необходимо обеспечить:
полное представление у каждого ребенка о содержании предстоящей работы и понимание ее цели;
четкое понимание детьми всех составных элементов действий по планированию, организации и самоконтролю предстоящей трудовой деятельности;
Задачи адаптивной физической культуры дошкольников с детским
церебральным параличом и принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической культуры детей с детским церебральным параличом можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑ это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. Вторую группу составл ...
Анализ социально-культурной деятельности в доме творчества юных «Мир»
Выборгского района
В Санкт-Петербурге в каждом районе обязательно наличие такого вида социально-культурных учреждений, как дом творчества юных. К одному из них в Выборгском районе относится государственное общественное учреждение дополнительного образования детей - Дом детства и юношества «Мир», которое находится по ...
Методика решения алгоритмических задач
Задачи в начальном курсе информатики представлены в виде сюжетов. Каждая из них, вообще говоря, может быть решена без компьютера, хотя практически у всех тем, объединяющих задачи, есть необходимое программное обеспечение. Задания, предложенные в рабочих тетрадях А.В. Горячева, развивают у детей спо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.