Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
систематический контроль (при необходимости инструктаж) за приемами и умениями правильно пользоваться инструментами, приспособлениями и контрольно-измерительными инструментами для промежуточного и конечного контроля изготовляемых деталей или изделий;
постоянный анализ и разъяснение прямых и косвенных признаков, по которым школьник может непосредственно в процессе работы судить о степени правильности или неправильности выполняемых им рабочих приемах и о качестве получаемых результатов.
На втором этапе задачи и упражнения несколько усложняются. Отдельные разделы общетрудовых умений объединяются в комплексы, одновременно увеличивается число заданных требований. Повышаются требования к качественным показателям работы. Увеличивается темп работы детей. В познавательной деятельности все меньше становится воспроизводящих процессов, нарастает объем процессов преобразовательной и творческой деятельности.
На третьем этапе обучения формирование у младших школьников трудовой самостоятельности приобретает творческий характер. Планирование, организация и самоконтроль сливаются с трудовым процессом и становятся неотъемлемой частью всей трудовой деятельности детей, на доступном для них понимании уровне. Самостоятельность приобретает большую широту деятельности детей, которая охватывает уже не только процессы работы и ход технологических процессов, но и её конечные результаты, где детям представляются широкие возможности вносить предложения по усовершенствованию конструкции изделия или его деталей, эстетическому их оформлению, более рациональному технологическому процессу и т.д.
Вся эта работа должна проводится на протяжении всего периода обучения детей в младшем звене школы.
В нашем эксперименте участвовали учащиеся первого класса. У детей семилетнего возраста, как правило, отмечается значительное отставание практических умений от интеллекта: они все делают неуклюже, неаккуратно, неумело. Поэтому педагоги намеренно снижают сложность задач на уроках практического труда: учитель стремится значительную часть работы выполнить сам (раздает детям шаблоны или даже готовые детали и т.п.). Интеллектуальная нагрузка, в свою очередь, также снижается, как бы «подгоняется» под ручную неумелость. Изготовление поделки становится самоцелью. Но ведь ребенка нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций. При этом большое значение имеет процесс интеллектуального и духовно-эмоционального осмысления работы, а также качественное ее выполнение.
Поэтому в заданиях первых уроков мы в своей работе большое внимание уделили вопросам, требующим сообразительности, и несколько меньше сделали «нагрузку» на руки. Далее под этот посильный для детей интеллектуальный уровень постепенно подтянули и практическую часть работы. С самого начала ученики рассчитывали, объясняли, решали головоломки и тут же проверяли их практическими действиями. Когда требовалось научить более сложным приемам работы, использовался метод прямого показа, инструктирования. Прием повторяли до тех пор, пока он не был надежно усвоен.
Инновационная деятельность педагога
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педаг ...
Мультимедийный занимательный материал при изучении азбуки в начальной школе
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным. В ст ...
Артистизм и стильность учителя. Компоненты
артистизма
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то матема ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.