Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Условные обозначения:
П – Выполнил самостоятельно; Н – Выполнил с помощью совета учителя;
С – Выполнил непосредственно с участии учителя.
Как мы видим из этой таблицы результаты контрольного среза в обеих группах практически одинаковы. Большинство детей затрудняются при анализе технического рисунка. Правильные ответы дают с помощью педагога, после того, как он задает наводящие вопросы. Выявлены начальные уровни сформированости самостоятельности представлен в гистограмме.1
Если перевести результаты в процентные показатели, а затем для наглядности изобразить в виде диаграмм, то это будет выглядеть следующим образом:
1) Анализ образца и технического рисунка
Начальный уровень сформированности самостоятельности у младших школьников.
2) . Планирование предстоящей трудовой деятельности
5. Правильность выполнения необходимых технологических операций
На этих диаграммах наглядно видно, что показатели, по которым проводилось наблюдение, в обеих классах различаются незначительно.
Следующим этапом нашего исследования было проведение формирующего эксперимента, в ходе которого с детьми одного из классов, который был выбран нами в качестве экспериментального проводились занятия по трудовому обучению немного в измененной форме.
Более подробно это будет описано в следующем параграфе.
Целью второго этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных методов, которые были включены в обычные занятия по технологии сформировать у младших школьников трудовую самостоятельность.
Экспериментальная работа осуществлялась на уроках трудового обучения, в процессе учебного и общественно полезного труда детей, технического творчества, а также на отдельных уроках изобразительного искусства.
В экспериментальных классах систематически и целенаправленно проводилась работа по формированию и развитию трудовой активности, творческой самостоятельности, а также других ценных качеств личности детей, без которых формирование и развитие трудовой самостоятельности и активности невозможно.
В процессе эксперементальной работы решались задачи следующего характера:
I тип - обучающие задачи;
II тип - поисково-обучающие задачи;
III тип - поисково-проблемные задачи;
IV тип - проблемно-творческие задачи;
V тип - самостоятельные творческие задачи.
При разработке и составлении практических задач, упражнений учитывалось, что процесс формирования у детей трудовой активности и самостоятельности должен быть:
1) непрерывным, т.е. не допускать периодов бездействия и пропусков;
2) равномерным и доступным как по характеру, так и по объему;
3) разнообразным, касаться различных видов трудовой деятельности детей, по возможности с учетом их желаний и склонностей;
4) обеспечивающим плавный постепенный переход детей от одного уровня развития к следующему, более высокому, с постоянным расширением, углублением знаний, умений и первоначальных навыков, предусмотренных в программах по трудовому обучению в начальной школе, с постановкой в центр работы с детьми развитие их личности, индивидуальных способностей и склонностей путем включения их в самостоятельную творческую трудовую деятельность во всех видах уче6ного и общественно полезного труда, технического творчества и опытничества.
С целью определения возможностей формирования у младших школьников знаний, умений и навыков по планированию, организации, контролю и учету результатов трудовой деятельности с помощью различных задач, упражнений, специальных заданий, которые систематически решались школьниками в системе их практической работы по изготовлению различных изделий или других видов трудовой деятельности, был проведен специальный педагогический эксперимент. Принципиальный подход к его организации был определен следующим положением: учитывая, что вышеуказанные знания, умения и навыки - сложные профессиональные качества будущего труженика складываются не сразу, а постепенно, в процессе всего периода обучения в школе, требуют не только знания способов их выполнения, но и накопления определенного фонда умственных умений и навыков, которые не мыслимы без развития у детей таких важных сторон личности, как трудовая активность, самостоятельность, широта мышления, самооценка, самокритичность и т.д. - творческий процесс, связанный с развитием мышления детей, поиском новых способов деятельности, поэтому на отработку у младших школьников данных умений следует обращать самое серьезное внимание, рассматривая их как важную составную часть эффективного формирования у школьников трудовой самостоятельности. Исходя из структуры трудовой деятельности младших школьников, практиками была принята общая структура отдельных компонентов общетрудовых умений и первоначальных навыков:
Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к п ...
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Наличие у ребенка 3 - 4 лет относительно многообразной мыслительной деятельности не исключает того, что эта мыслительная деятельность не только количественно, но и качественно отличается от зрелой мысли. Между мыслью ребенка и зрелой мыслью взрослого существует и преемственность развития, и разрывы ...
Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей младшего
дошкольного возраста
произношение дошкольный фонетический речь Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей. К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Но речь их еще не совершенна в фонетич ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.