Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
«Принцесса».
Это женский вариант «пижона» — часто хорошенькая девочка либо чрезмерно, не по заслугам захваленная родителями я, возможно, прошедшая через роль «фаворитки» в начальных классах, а затем резко утратившая свои позиции. В подростковом же возрасте такая девочка снова «выныривает» за счет своей привлекательности, но уже с грузом уязвленного самолюбия. Либо это, например, девочка, растущая в достаточно «холодной» семейной атмосфере, которая нашла, наконец, свой путь к любви и признанию, чаще всего используя свои внешние данные. Экстремальный вариант такого характера — девушка из известной притчи, которая бросила перчатку в клетку с хищниками, чтобы проверить преданность своего возлюбленного. Далеко не всякая привлекательная девушка является такой «принцессой». Постоянно доказывать свою власть над чужими сердцами приходится лишь тем девушкам, которые в глубине души сомневаются в своих женских достоинствах.
«Большинство»
Этот раздел, наверное, один из самых трудных. Каждый человек отличается от другого. Среди детей тоже не найдешь одинаковых. Однако «большинство» имеет все же общие свойства, определяемые уровнем психоэмоционального развития, типичным для данного возраста.
Итак, большинство детей младшего школьного возраста не склонны к усидчивости, они с трудом концентрируют и удерживают внимание на предмете в течение длительного времени. Для большинства детей этого возраста также характерно стремление обрести свою группу, быть принятым в детский коллектив (самоуважение ребенка впрямую зависит от уважения к нему сверстников, от наличия у него своей компании). Причем девочки довольствуются меньшим количеством друзей, чем мальчики.
Средний ребенок порывист, нетерпелив. Усидчив он и внимателен, только когда ему интересно. Он не имеет ярко выраженных склонностей и способностей, предпочитает игры и гулянье развивающим занятиям, а фильмы про войну — посещению музеев. Он выбирает в друзья не отличников и не самых благовоспитанных — такой ребенок, безусловно, из большинства». То, что он делает (и то, чего не делает), как правило, не только естественно, но и необходимо для психической сбалансированности и соответствующего полу и возрасту физического развития.
«Камчатка»
Этим еще гимназическим словом называют обычно детей, выпадающих из «большинства» как бы за нижнюю черту.
Речь идет о группах плохо адаптированных детей, не пользующихся уважением ни со стороны сверстников, ни со стороны учителей, а чаще всего — и со стороны родителей. Основной способ повышения самооценки у таких ребят — это консолидация с группой, в которой можно не чувствовать себя отверженными. Ребенок, который чувствует себя хуже других, может подобрать себе общество таких детей, хуже которых он не является.
В принципе «камчаткой» в психологическом смысле могут быть не только троечники, но и отличники, не только «неслухи», но и чрезмерно послушные, не только агрессивные в своем поведении и слишком подвижные, но и тихони. Кто не встречался с «тихим» союзом двух отличниц, аккуратно сторонящихся своих товарищей и находящих удовольствие в обсуждении того, как плохо ведут себя или плохо учатся другие.
Возможны ситуации, когда такой «зажатый» ребенок хорошо учится из страха перед родителями и учителями. Разбитной, раскрепощенный сверстник (а по мнению родителей — попросту хулиган) может помочь ему хотя бы отчасти избавиться от тревоги, лежащей в основе и его хорошей учебы, и его скованности, и неконтактности. И тогда родители и учителя говорят: с тех пор как он подружился с Витей, он стал хуже учиться. Между тем как именно это знакомство могло бы, хотя бы частично, гармонизировать развитие личности их ребенка.
В детской жизни можно отчетливо наблюдать проявление двух противоположных закономерностей: как подобное тянется к подобному, так и противоположности сходятся.
«Аутсайдеры» («изгои»)
Здесь речь пойдет о неадаптированных одиночках. Самый неблагополучный вариант статуса ребенка в детском коллективе.
Можно выделить несколько в той или иной мере «аутсайдерских» ролей.
«Жиртрест».
Так обычно дразнят полных детей. Однако здесь имеется собирательный образ ребенка с выраженным физическим недостатком: сильной близорукостью, застенчивостью (слабостью), очень маленьким ростом.
Надо заметить, что, как правило, причиной попадания в «аутсайдеры» является не сам недостаток, а целый комплекс личностных черт ребенка, как бы «сцепленных» с этим недостатком.
Задачи адаптивной физической культуры дошкольников с детским
церебральным параличом и принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической культуры детей с детским церебральным параличом можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑ это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. Вторую группу составл ...
Межэтническая толерантность
Необходимо определить, что понимается под межэтнической толерантностью. Межэтническая толерантность – это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой мор ...
Структуры, формы, методы развивающих занятий в специальной школе
Образование в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задания и ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.