Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста

Материалы » Характеристики индивидуальных и возрастных особенностей школьников юношеского возраста » Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста

Страница 1

Воспитание и обучение в семье и школе направлено на то, чтобы новые поколения, усваивая общественно-исторический опыт, вместе с тем были подготовлены к объективно сложившимся требованиям, которые общество на его современном этапе и с учетом перспективы предъявляет к своим членам. Эти требования охватывают самые существенные стороны жизни и деятельности растущего поколения, его отношения к природе и культуре, к другим людям, оказывают воздействие на установки, и ценностные ориентации, на содержание и уровень умственного развития.

Обращенные к растущему человеку нормативы не рассчитаны обычно на какие-то его незаурядные данные. Они таковы, по крайней мере в школьном возрасте доступны всем детям, не имеющим отклонений в развитии. Лишь в дальнейшем, включаясь в жизнь общества, молодые люди разделяются по профессиям и при этом неизбежно встречаются со специфическими учебно-профессиональными нормативами, и здесь. Обнаруживается, что не каждый в состоянии добиться соответствия им.

Будучи членом того или иного коллектива, школьник воспринимает не только ту культуру, непосредственным носителем которой является данный коллектив. Через призму «своего коллектива» он воспринимает и те культурные ценности, которые находятся вне сферы его жизнедеятельности. В современной литературе подчеркивается роль коллективов в информационных процессах в жизни общества, характеризуется качественное своеобразие его воздействия на эти процессы.

Своеобразие процесса овладения интеллектуальной культурой в современных условиях заключается в том, что дети усваивают ее не только через систематическое образование, но и под влиянием непрерывного и нередко беспорядочного потока информации, ежедневно идущей через радио, телевидение, кино, периодическую печать и по-разному усваиваемой детьми.

Школьники, по сути дела, являются потребителями и носителями двух: типов интеллектуальной культуры: фундаментальной, т. е. определенной системы знаний, умений и навыков, прививаемой педагогами, и фрагментарной, стихийно усваиваемой с помощью средств массовой коммуникации и в свободном общении.

В поисках путей повышения эффективности организации учебного процесса, таких методов и приемов обучения школьников, которые побуждали бы их к активному усвоению фундаментальных знаний, нельзя не учитывать возможности коллективной организации познавательной деятельности по овладению системой духовных ценностей (включающей ценности, предусмотренные учебными программами, но несводимые к ним).

Проблема воспитания и развития является одной из важнейших методологических проблем курса педагогики. Объектом воспитания является растущий и развивающийся человек. На протяжении всей жизни происходит процесс его развития. Человек претерпевает различного рода физические и психические, количественные и качественные изменения. К физическим изменениям относятся рост и развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы. Психические изменения касаются прежде всего умственного развития, формирования психических черт личности и приобретения социальных качеств, нужных для жизни в обществе.

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним воздействиям относится прежде всего естественная и социальная среда и специальная целенаправленная деятельность педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для его участия в жизни общества, т. е. воспитание.

Эффект внешних влияний и воздействий зависит от внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека.

«Среда» - понятие довольно сложное, так как среда включает в себя все то, что окружает ребенка от рождения до конца жизни, начиная с семьи и ближайшего окружения и кончая средой социальной, т. е. характеризующей то общество, в котором данных человек рождается и которое создает ему условия для развития и воспитания.

Понятие «личность» в отличие от понятия «человек», обозначает социальную характеристику человека, т. е. те его качества, которые формируются под влиянием его общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом.

Роли, которые «используют» ученики в классе, в школьном коллективе по отношению к педагогам, сверстникам, как мы видим, разнообразны. Некоторые из них — просто опасны «аутсайдер». Для того чтобы выдержать другие, требуются качества зрелой личности («лидер»!). Но роли не делятся только на плохие и хорошие — это должны отчетливо понимать учителя и родители. И еще одно: есть коллективы, где истинный лидер вынужден быть аутсайдером, а выбившийся в лидеры «фаворит» стремится окружить себя сплошь «шестерками» и прихлебателями .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Развивающее обучение И.Г. Песталоцци и А. Дистервега
Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения. Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоян ...

Методика повышения успешности старшеклассников средствами внеурочной деятельности
Слово "дебаты" к нам пришло из Франции, и оно означало "спор по двум противоположным точкам зрения". Люди начали спорить тогда, когда научились не соглашаться друг с другом. В Древней Греции дебаты происходили ежедневно и в них участвовали философы, политики и простые граждане. ...

Педагогические способности учителя
Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований. Способности к педа ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru