Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Рис. 13. − Выраженность уровней развития мелкой моторики у дошкольников экспериментальной группы
Математико-статистическая обработка данных также не показала значительных изменений.
Диагностика восприятия показала (Рис. 14), что при первичном тестировании только 20% детей имели высокий уровень восприятия, после эксперимента – уже 70% детей; низкий уровень восприятия не был выявлен не при первичной диагностике, ни при вторичной. Данная положительная динамика имела значимое повышение (t=-3,000, p≤0,05).
Рис. 14. − Выраженность показателей уровня восприятия у дошкольников экспериментальной группы
Рис. 15. − Выраженность показателей уровня наглядно-действенного у дошкольников экспериментальной группы
Изучение наглядно-образного мышления с помощью теста «Лабиринт» показало (Рис. 16), что в экспериментальной группе до и после эксперимента заметно изменились показатели низкого уровня: если до эксперимента у 40% детей был выявлен низкий уровень наглядно-образного мышления, то после эксперимента низкого уровня не наблюдается ни у одного ребенка. Данную позитивную динамику подтверждает математико-статистическая обработка данных (t=2,449, p≤0,05).
Рис. 16. − Выраженность уровней наглядно-образного мышления дошкольников экспериментальной группы
Высокий уровень наглядно-образного мышления при первичной диагностике составлял 40%, при вторичной – количество детей с данным уровнем самооценки увеличилось на 10%, средний уровень при первичной диагностике составлял 20%, при вторичной уже 50%. Противоположные изменения произошли в показателях низкого уровня наглядно-образного мышления: было – 40%, стало – 0%.
С помощью теста «Исключение лишнего» мы определили (Рис. 7), что при первичной диагностике высокий уровень логического мышления составлял 0% и 30% при вторичной.
Рис. 17. − Выраженность уровней логического мышления у дошкольников экспериментальной группы
Средний уровень логического мышления до эксперимента имели 40% детей, после – 70%. Низкий уровень логического мышления был у 60% детей, после эксперимента низкий уровень не был выявлен ни у одного ребенка. Всё это говорит о том, что у дошкольников экспериментальной группы произошли значимые положительные изменения по улучшению уровня развития логического мышления, особенно изменились показатели низкого уровня, о чем свидетельствуют данные математико-статистической обработки данных (t = 3, 674, p≤0,05).
Изучение развития речи дало следующие результаты, представленные на рисунке 18.
Рис. 18. − Выраженность уровней логического мышления у дошкольников экспериментальной группы
На рисунке видно, что при первичной диагностике только 30% детей имели высокий уровень развития речи, при вторичной – уже 50%, средний уровень имели 30%, после эксперимента – 50%. До эксперимента у 40% детей был выявлен низкий уровень развития речи, при вторичной диагностике таких детей выявлено не было, данные положительные изменения являются значимыми (t=2,449, p≤0,05).
Анализируя полученные данные, по контрольной группе до и после эксперимента мы определили, что достоверных различий между показателями не произошло, поскольку все компоненты интеллектуальной готовности остались на прежнем уровне развития (Приложение 11).
Таким образом, проведённая исследовательская работа, является научным обоснованием эффективности разработанного комплекса коррекционно-развивающей занятий по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению. Следовательно, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе являются такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память, мышление, речь и мелкая моторика. Только при достаточном уровне сформированности всех данных процессов можно говорить об интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, необходимые для обучения познавательные процессы формируются к семи годам, именно поэтому данный возраст является оптимальным для поступления ребенка в школу. Диагностика интеллектуальной готовности к школе должна быть комплексной, то есть включать в себя тестовые задания, направленные на выявление уровня сформированности всех сторон познавательного развития ребенка.
Проблема выявления одаренных детей
Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не мене 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней ме ...
Цели и задачи школьного музыкального образования
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Основные средства достижени ...
Интегрированный урок по геометрии
Тема. Площади поверхностей геометрических тел Цели
: 1) закрепить знания теоретического материала на вычисление площади поверхностей многогранников путем проведения практической работы; 2) показать учащимся использование данного материала на уроках черчения и технологии. Оборудование урока
: набор ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.