Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
2. Изучение интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста позволило разделить детей на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дошкольники, имеющие более высокие показатели развития компонентов интеллектуальной готовности:
внимание – у 40% детей средний уровень, у 60% – низкий уровень;
речевая память – 90% высокий уровень, 10% низкий;
зрительная память – 20% высокий уровень, 80% низкий уровень;
мелкая моторика – 40% высокий уровень, 60% низкий уровень;
восприятие – 60% высокий уровень, 40% низкий уровень;
наглядно-действенное мышление – 50% высокий уровень, 40% средний уровень, 10% низкий уровень;
наглядно-образное мышление – 70%, средний уровень 20%, низкий уровень 10%;
логическое мышление – средний уровень 80%, низкий уровень 20%;
развитие речи – 10% высокий уровень, 70% средний уровень, 20% низкий уровень.
В экспериментальную группу вошли дети со следующими показателями:
внимание – средний уровень 10%, низкий уровень 90%;
речевая память – средний уровень 70%, низкий уровень 30%;
зрительная память – высокий уровень 10%, средний уровень 30%, низкий уровень 60%;
мелкая моторика – высокий уровень 40%, средний уровень 30%, низкий уровень 30%;
восприятие – высокий уровень 20%, средний уровень 80%;
наглядно-действенное мышление – высокий уровень 10%, средний уровень 50%, низкий уровень 40%;
наглядно-образное мышление – высокий уровень 40%, средний уровень 20%, низкий уровень 40%;
логическое мышление – средний уровень 40%, низкий уровень 60%;
развитие речи – высокий уровень 30%, средний уровень 30%, низкий уровень 40%.
3. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей работы для повышения уровня интеллектуальной готовности к обучению. Был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий для повышения уровня интеллектуальной готовности. Данный комплекс включал в себя цикл занятий, в основе которых лежали игры и упражнения на развитие таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память, мышление, речь, мелкая моторика.
4. Анализ эффективности проделанной работы показал, что в контрольной группе все показатели интеллектуальной готовности к обучению в школе остались на прежнем уровне, в экспериментальной же произошли значимые положительные изменения.
Положительная динамика была выявлена в изменении следующих компонентов:
внимание – средний уровень изменился с 10% до 90%, низкий уровень – с 90% до 10%;
речевая память – до эксперимента не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем, после эксперимента – у 40% детей, средний уровень изменился с 70% до 60%, низкий уровень уменьшился с 30% до 0%;
зрительная память – показатели высокого уровня увеличились с 10% до 30%, средний уровень – с 30% до 70%, низкий уровень уменьшился с 60% до 0%;
мелкая моторика – высокий уровень вырос с 40% до 50%, средний изменился с 30% до 40%, низкий уровень уменьшился с 30% до 10%;
восприятие – высокий уровень вырос с 20% до 70%, средний уровень изменился с 80% до 30%;
наглядно-действенное мышление – высокий уровень повысился с 10% до 60%, средний уровень изменился с 50% до 40%, низкий уровень уменьшился с 40% до 0%;
наглядно-образное мышление – высокий уровень повысился с 40% до 50%, средний уровень с 20% до 50%, низкий уровень изменился с 40% до 0%;
логическое мышление – высокий уровень изменился с 0% до 30%, средний уровень с 40% до 70%, низкий уровень уменьшился с 60% до 05;
развитие речи – высокий уровень изменился с 30% до 50%, средний уровень с 30% до 50%, низкий уровень уменьшился с 40% до 0%.
Полученные данные показали, что у детей экспериментальной группы произошли улучшения в показателях интеллектуальной готовности:
внимание – средний уровень (p=-6,000, t=0,000), низкий уровень (p=6,000, t=0,000);
речевая память – высокий уровень (p=-2,449, t= 0,037), средний уровень (p=0,429, t=0,678), низкий уровень (p=1,964, t=0,081);
зрительная память – высокий уровень (p=-0,557, t=0,591), средний уровень (p=0,557, t=0,591);
восприятие – высокий уровень (p=-3,000, t=0,015), средний уровень (p=3,000, t=0,015);
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование зачатков произвольного внимания и смысловой памяти. С тре ...
Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших
школьников
Для изучения возможностей игровых технологий как средства развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ д.Ильиново Ялуторовского района Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 20 человек. Они был ...
Влияние социума на становление и развитие творческой активности ребенка
Творческий ребенок - хорошо это или плохо. Можно сказать, что это странный вопрос, ну конечно, хорошо! Не будем торопиться. Ответ не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. Еще в семидесятых годах прошлого века американский исследователь П.Торренс заметил, что большинство творчески ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.