Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Известно, что необходимыми условиями развития человека являются его психофизиологическая организация и пространство общения, внутри которого происходит становление культурных форм поведения. Общение задает возможность индивидуального внутреннего развития и овладения собственным поведением.
Наиболее ясно и отчетливо, по мысли Л. С. Выготского, значимость этих условий проявляется в тех случаях, когда мы наблюдаем ребенка с различными нарушениями психофизиологической организации. Предоставленный самому себе, естественному ходу развития, такой ребенок не сможет «взрастить» в себе высшие, культурные способы поведения, не овладеет человеческими способностями. «Весь аппарат человеческой культуры приноровлен к нормальной психофизиологической организации человека. Вся наша культура рассчитана на человека, обладающего известными органами — рукой, глазом, ухом, — известными функциями мозга. Все наши орудия, вся техника, все знаки и символы рассчитаны на нормальный тип человека». Но для того, чтобы ребенок с нарушениями смог развиваться, необходимо создать для него адекватную систему обходных путей, найти те способы, средства, с помощью которых смогли бы сформироваться высшие психические функции. Телесный недостаток в первую очередь влияет на возможность включения ребенка в сферу общения, в систему человеческих отношений. При этом изменяется вся социальная установка ребенка, все отношения с людьми, вес аспекты его социализации, возможности занять свое место в мире — изменяется сам характер бытия человека. Подобное изменение Л. С. Выготский прояснил через метафору «социального вывиха». Он писал, что физический дефект вызывает как бы «социальный вывих», совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога выходят из сустава, когда нарушается правильное питание, нормальные отправления, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами. В результате возникают вторичные нарушения, влияющие и усиливающие первичные нарушения органического характера. Главной задачей оказывается не допустить «социального вывиха», чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, и вопреки всем недостаткам он смог состояться как человек, то есть воспроизвести в своей организации родовые способности и воплотить в своей жизни цель развития — понять свою сущность, понять себя самого.
Для осознания себя человеком в первую очередь необходима сформированность навыков общения и способов овладения общественным опытом.
М. И. Лисина (1986) определяет общение как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения результатов», постулируя активные, субъектные позиции каждого из участников и факт попеременной обращенности друг к другу. Экспериментальным путем были выделены следующие формы общения в младенчестве, раннем и дошкольном возрастах: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.
На этапе адаптации воспитателю необходимо определить, какая форма общения наиболее комфортна и доступна малышу и предложить именно се для снятия стресса и напряженности. Чаще всего для детей с психофизическими нарушениями, независимо от возраста и вида нарушения, в адаптационный период требуется ситуативно-личностное общение, включающее тактильное взаимодействие.
Лечение животными
Иппотерапия. Такими возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью ...
Особенности проявления дисграфии у младших школьников
Психолого-педагогические Особенности проявления дисграфии у младших школьников изучали Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, В. И. Ляудис, И. П. Негурэ, Л. С. Цветкова и др. [3, 5, 17, 15, 24, 37] Процесс письма является психической деятельностью, которая реализу ...
Влияние семьи на социализацию подростков
Проблема социализации подрастающей личности, вхождение личности в общество всегда находилось в поле зрения ученых различных направлений: философов, социологов, психологов, педагогов. Как определялось ранее, социализация - процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.