Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В первые дни нового учебного года воспитатель испытывает значительные трудности, связанные с организацией поведения детей.
Как правило, в коррекционное дошкольное учреждение (или группу) дети приходят из семьи. Изменение привычной обстановки (новые помещения, новые игрушки, приспособление к ним и т. д.), новая ситуация общения (от направленного, индивидуального общения с близким взрослым к групповому общению; от общения с близким взрослым к общению с новым взрослым и сверстниками), обязательное соблюдение (выполнение) ряда требований, большая самостоятельность в выполнении действий — все вместе это вызывает у ребенка состояние адаптационного стресса (А. Г. Арушанова, Е. И. Морозова).
Адаптация понимается как составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде (А. И. Воложин, Ю. К. Субботин, 1987).
Различают биологическую и психологическую адаптацию. Психологическая адаптация рассматривается в качестве «приспособления человека как личности к существованию в обществе в соответствии с его требованиями, с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Социальной адаптацией называется процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Под адаптацией (социальной) понимают «процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности» (Е. О. Севостьянова). Некоторыми авторами адаптация рассматривается в рамках социализации как медико-психолого-педагогическая проблема приспособления ребенка к условиям общественного воспитания (Н. Н. Иванова).
Важным показателем адаптационных возможностей является поведение индивида, зависящее от его психофизиологических особенностей. Выделяют несколько вариантов поведения нормально развивающихся детей в период адаптации к дошкольному учреждению.
Для большинства детей характерен положительный эмоциональный фон, активные целенаправленные действия по исследованию помещения, проявление интереса к игрушкам, новым взрослым, умение организовать самостоятельную игру (производить игровые действия), понимание и выполнение указаний, просьб взрослого, эмоциональное реагирование на происходящее вокруг.
Меньшая часть нормально развивающихся детей первоначально может негативно реагировать на попытки нового взрослого вступить с ними в контакт, отдалить от мамы, ввести в новое групповое помещение. При этом одни дети проявляют реакции протеста — кричат, рыдают, не отпускают родителей, удерживая за одежду, отказываются от еды, игрушек, могут проявлять агрессивные действия — отталкивать, бить, кусать взрослого, даже близкого, разбрасывать, портить вещи, ломать игрушки, выкрикивать агрессивные фантазии, оскорбления. Другие ведут себя пассивно: не противятся отрыву от мамы, робки, не вступают в контакты с другими детьми, самостоятсльно также не организуют игру, находятся в стороне, в уголке, могут проявлять отрешенность, не откликаться на призывы взрослого, всхлипывать или плакать, в глазах у таких детей слезы, страх, тревожность, боязнь, отмечаются навязчивые движения (сосание пальца, накручивание волос, предметов одежды на палец), в поведении они тихи и безучастны, могут выполнять действия, но не по собственному желанию, а по просьбе взрослого, проявляют активный протест с отсрочкой — в домашней обстановке. Именно эти дети доставляют меньше всего хлопот воспитателю, однако именно они находятся в самом тяжелом состоянии и требуют срочного психолого-педагогического вмешательства и помощи.
Виды химического эксперимента
Выделяют следующие типы школьного химического эксперимента: демонстрационный опыт, лабораторный опыт, лабораторная работа, практическая работа, лабораторный практикум и домашний эксперимент. По характеру воздействия на мышление учащихся, методики организации школьный химический эксперимент может ос ...
Медицинская психология
Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия. Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения. Некоторые считают, что понятия «медицинская психология» и ...
Предмет методики преподавания математики
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи. Существуют разные точки зрения на содержание понятия «методика». Одни, признавая методику наукой педагогической, рассмат ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.