Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Импровизация, образность речи

Страница 1

Общение с учениками – творчество. Учитель заранее определяет замысел урока и программирует его, но реальная встреча с учениками опрокидывает прогнозы учителя, вносит коррективы в план. Учитель-артист всегда импровизатор, всегда раскован. Школьников всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство. За уровнем профессиональной подготовки стоят годы внутренней душевной подготовки. В занятия с учениками вкладывается все содержание прожитой жизни.

Современный школьник более чуток к эстетике слов. Слушая радио, читая газеты, журналы, книги, следя за телепередачами, ребята многосторонне знакомятся с красотой слова. У них есть уверенность в том, или надежда на то, что каждый учитель – преподает ли он математику, литературу, физику или историю – должен уметь «глаголом жечь сердца людей», чтобы его слово несло оттенок художественности, было выразительным и неистертым.

Школьники переживают и понимают эстетику науки, предмета, урока, выступления, когда учитель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников и учебных пособий, совмещая в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно.

Образная речь строга, научна, но наука в ней выступает в увлекательной форме, свободной от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного языка. Эта речь эмоциональна, индивидуальна.

На образность речи огромное влияние оказывает способность учителя к ясному произношению. Речь учителя не должна быть торопливой. Школьники всегда обращают внимание на дикцию учителя, ее четкость, ясность, благозвучие, мелодичность.

Главная выразительная сторона голоса – интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т.п.

Итак, на образность речи учителя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков, богатство интонаций.

Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность, артистизм.

Учитель – артист умеет и «ступить», и «молвить». Он надежен личностной, персональной запоминаемостью, пластикой поведения. Пластика – это язык телодвижений, выразительность тела, владения им.

А.С. Макаренко отмечал пластическую культуру как органический элемент педагогических способностей. По его убеждению учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты. Это достигается самовоспитанием. Но хорошо бы в будущем преподавать пластическую культуру в вузах, об этом мечтал А.С. Макаренко. [1] Учителю необходимо учиться и не стесняться выражать свое отношение, переживание, настроение к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. «Внутренний аппарат чувств» равен «телесному аппарату». Это необходимое условие творческой работы. Составными компонентами артистизма учителя являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества оказывают огромное влияние на формирование личности учителя, а личность учителя определяет его индивидуальный стиль. Индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных проявлений учителя как личности, человека и профессионала. Стильный учитель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он – личность с ярко выраженным артистизмом. Индивидуальный стиль учителя, его личностное «я» можно определить несколькими штрихами:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Методика решения алгоритмических задач
Задачи в начальном курсе информатики представлены в виде сюжетов. Каждая из них, вообще говоря, может быть решена без компьютера, хотя практически у всех тем, объединяющих задачи, есть необходимое программное обеспечение. Задания, предложенные в рабочих тетрадях А.В. Горячева, развивают у детей спо ...

Методика практического использования ролевой игры
Теперь перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала по темам – тематическое планирование. Н. Д. Гальская и Н. И. Гез отмечают, что ролевая иг ...

Костюм «спираль»
Костюм «спираль» используется для формирования правильного стереотипа движений. Путем стимуляции компенсаторных возможностей организма и активирования пластичности мозга эта система создает в организме больного на детский церебральный паралич новое функциональное состояние, которое открывает возмож ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru