Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Психолого-педагогические условия и методы развития одарённых детей

Материалы » Особенности развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические условия и методы развития одарённых детей

Страница 1

С психологической точки зрения, одаренность, во-первых, представляет собой сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивaционные, психофизиологические и другие сферы психики.

Во-вторых, oдapeнность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека.

В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности, вследствие чего различают несколько видов одаренности.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор условий и методов работы с одаренными детьми требует предварительного рассмотрения подходов различных педагогов и психологов к развитию одаренности.

В течение последних 10 лет психологами и педагогами разрабатываются следующие концептуальные подходы к выявлению-развитию детской одаренности.

1. Концепция возрастного подхода к феноменам интеллектуальной одаренности, разработанная Н. С. Лейтесом на стыке возрастной (детской) психологии и психологии индивидуальных различий. Согласно этому подходу существуют особые внутренние предпосылки развития способностей, присущие детскому возрасту. Н. С. Лейтес вводит понятие "возрастная одаренность", подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одаренности. Таким термином привлекается внимание к тому, что необычные возможнocти pe6eнка на том или ином возраcтном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в более зрелые годы. Возрастной подход дает реальную базу для практической работы с детьми, обнаруживающими признаки повышенных способностей и позволяет более адекватно относиться к прогностическим возможностям диагностических измерений [48, с.10].

2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека, теоретически разработанный А. М. Матюшкиным и В. С. Юркевич и практически реализуемый его сотрудниками в образовательных учреждениях разного типа. Здесь одаренность понимаетcя как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой исследовательской активности человека. Согласно этому подходу, ранние и высокие проявления указанных признаков одаренности составляют предпосылку последующего творческого обучения и творческого развития детей. Поэтому особую роль приобретает задача раннего выявления детской одаренности и разработки психологических и дидактических методов сохранения их творческого потенциала. С этой целью В.С. Юркевич изучала познавательную потребность как основное интеллектуально-личностное "ядро" развития общей одаренности и как принципиальное условие развития самых разных интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Неблагоприятное развитие этой потребности ведет не только к снижению уровня и темпа развития самых разных способностей; но и к личностным нарушениям. Кроме того, в исследованиях В. С. Юркевич изучались пассивная и активная формы познавательной потребности. Пассивная форма выражается в прямом накоплении уже имеющейся информации и ориентированна на традиционные (дидактические) формы обучения. Активная форма познавательной потребности в большинстве случаев приводит к реализации этой потребности в самых разных проявлениях творческой активности. Впоследствии при адекватной динамике личностного и интеллектуального развития эта активность превращается в целенаправленную творческую деятельность [48, с.11].

3. Динамическая теория одаренности, разрабатываемая Ю.Д. Бабаевой в продолжение идей Л.С. Выготского. Ядро ДТО включает три базовых принципа

1. Принцип социальной обусловленности развития, согласно которому вместо оценки уже достигнутого уровня развития способностей на первый план выдвигаются задачи поиска различных препятствий, мешающих этому развитию, анализа психологической природы этих препятствий, установления и изучения причин их возникновения и т. п. Подчеркивается, что эти преграды порождаются неприспособленностью ребенка к окружающей его социально-культурной среде.

2. Принцип перспективы будущего. Возникшие преграды становятся «целевыми точками» психического развития, направляют его, стимулируют включение компенсаторных процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе детской музыкальной школы
Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, ...

Содержание музыкального образования
Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышлени ...

Признаки педагогического артистизма
Представим признаки педагогического артистизма, проявляющиеся в основных системных компонентах профессиональной культуры педагога (табл. 1). Таблица 1 Системные компоненты профессиональной культуры педагога Признаки педагогического артистизма Мировоззренческая культура культура педагога, непосредст ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru