Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Основными задачами исследовательского обучения являются:
– развитие способности к самостоятельному творческому изысканию и дивергентному мышлению в процессе этого изыскания;
– ознакомление детей с методологией и методами исследования;
– развитие способности анализировать происходящее и принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности;
– развитие навыков рефлексии.
По словам А.И. Доровского, специальная программа для одаренных детей должна: а) быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной;
б) качественно превосходить обычный курс обучения;
в) корректироваться самими учащимися;
г) способствовать развитию абстрактного мышления применительно ко всему учебному материалу.
Л.В. Попова считает, что при разработке учебных программ следует исходить из положений, основанных на общих особенностях одаренности: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них глубже; способность подмечать, обдумывать подмеченное и выдвигать объяснения; обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на других детей. Учебные программы для одаренных детей должны отличаться по содержанию, процессу, требуемому результату и среде обучения. Конкретно это выражается в том, что следует вводить в содержание темы или проблемы, требующие междисциплинарного подхода в их изучении; особое внимание уделять развитию умения учащихся работать самостоятельно. Необходимо, также, поощрять результаты, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи. При разработке любой программы и отдельного занятия следует постоянно держать в уме то, что развитие способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения – групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры и т.п.
При реализации авторских программ необходимо помнить о трех типах нервной высшей деятельности (адекватный, с преобладанием левого или правого полушария в соответствии с решаемой задачей; левополушарный, или мыслительный, с преобладанием функций левого полушария; правополушарный, или художественный, с преобладанием функций правого полушария). Содержание учебной информации должно соответствовать этим типам. Необходим учет четырех основных видов содержания учебной информации: а) наглядно-образной; б) вербальной; в) знаковой; г) ситуативно-поведенческой. При составлении программ для одаренных и способных учащихся правильное сочетание этих видов содержания учебной информации имеет существенное значение.
Общеизвестно, что среди людей большинство тех, кто все делает лишь правой рукой. Исследования В. В. Клименко подтверждают характеристики «правшей» и «левшей»: а) «правша», следовательно, у него господствует левое полушарие. Поэтому ребенка влечет в окружающем логика событий, склонность к углубленному анализу, расчленению, сортировке, порядку во всем. Вывод: доминирует логическое мышление и воображение; б) «левша», т.е. доминирует правый мозг. В данном случае у ребенка поэтическое, образное, обобщающее и целостное восприятие мира. Вывод: у учащегося доминируют чувства, левый мозг – механизм логически-языкового мышления, он оперирует в деятельности цифрами, математическими формулами. Правый мозг - это отражение пространства, в котором мы живем; ландшафты, их глубину, пространственные отношения между предметами охватывает в единой целостности. Но сам левша, двигаясь в этом пространстве, плохо ориентируется в направлениях и расстояниях, чем правша. Механизмы правого мозга позволяют человеку точно ощущать интонации речи, оперировать образами, переживать чувства. Ниже приведена одна из классификаций действий, связанных с полушарной спецификой М. Гриндера.
Левополушарный ученик
Правополушарный ученик
1. Видит символы
2. Любит информацию в письменной форме
3. Нужны ясные инструкции 4.Анализирует от части к целому
5.Склонен к логическим выводам
6.Фокусирован внутренне
7. Любит проверять работу
8. Переживает реальность после чтения о ней.
1. Видит конкретные образы
2. Любит информацию в наглядной форме
Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях
пространственной среды общеобразовательной школы
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе является урок. Для каждого урока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные при ...
Связь этнопсихологии с другими науками
Этнопсихология и антропология. Практически никакой установившейся грани между терминами "этнопсихология" и "антропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые, и когда речь идет о гуманитарных ответвлениях антропологии - культурной, социальной, психолог ...
Выявление реального уровня сформированности краеведческих знаний по истории
в 4 классе
Анализ теоретической литературы и практического опыта позволили предположить, что процесс формирования знаний у учащихся будет наиболее эффективным при следующих условиях: - учёта имеющегося уровня краеведческих знаний; - разнообразие методов и приемов использования краеведческого материала на урок ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.