Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Психолого-педагогические условия и методы развития одарённых детей

Материалы » Особенности развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические условия и методы развития одарённых детей

Страница 6

Основными задачами исследовательского обучения являются:

– развитие способности к самостоятельному творческому изысканию и дивергентному мышлению в процессе этого изыскания;

– ознакомление детей с методологией и методами исследования;

– развитие способности анализировать происходящее и принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности;

– развитие навыков рефлексии.

По словам А.И. Доровского, специальная программа для одаренных детей должна: а) быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной;

б) качественно превосходить обычный курс обучения;

в) корректироваться самими учащимися;

г) способствовать развитию абстрактного мышления применительно ко всему учебному материалу.

Л.В. Попова считает, что при разработке учебных программ следует исходить из положений, основанных на общих особенностях одаренности: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них глубже; способность подмечать, обдумывать подмеченное и выдвигать объяснения; обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на других детей. Учебные программы для одаренных детей должны отличаться по содержанию, процессу, требуемому результату и среде обучения. Конкретно это выражается в том, что следует вводить в содержание темы или проблемы, требующие междисциплинарного подхода в их изучении; особое внимание уделять развитию умения учащихся работать самостоятельно. Необходимо, также, поощрять результаты, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи. При разработке любой программы и отдельного занятия следует постоянно держать в уме то, что развитие способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения – групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры и т.п.

При реализации авторских программ необходимо помнить о трех типах нервной высшей деятельности (адекватный, с преобладанием левого или правого полушария в соответствии с решаемой задачей; левополушарный, или мыслительный, с преобладанием функций левого полушария; правополушарный, или художественный, с преобладанием функций правого полушария). Содержание учебной информации должно соответствовать этим типам. Необходим учет четырех основных видов содержания учебной информации: а) наглядно-образной; б) вербальной; в) знаковой; г) ситуативно-поведенческой. При составлении программ для одаренных и способных учащихся правильное сочетание этих видов содержания учебной информации имеет существенное значение.

Общеизвестно, что среди людей большинство тех, кто все делает лишь правой рукой. Исследования В. В. Клименко подтверждают характеристики «правшей» и «левшей»: а) «правша», следовательно, у него господствует левое полушарие. Поэтому ребенка влечет в окружающем логика событий, склонность к углубленному анализу, расчленению, сортировке, порядку во всем. Вывод: доминирует логическое мышление и воображение; б) «левша», т.е. доминирует правый мозг. В данном случае у ребенка поэтическое, образное, обобщающее и целостное восприятие мира. Вывод: у учащегося доминируют чувства, левый мозг – механизм логически-языкового мышления, он оперирует в деятельности цифрами, математическими формулами. Правый мозг - это отражение пространства, в котором мы живем; ландшафты, их глубину, пространственные отношения между предметами охватывает в единой целостности. Но сам левша, двигаясь в этом пространстве, плохо ориентируется в направлениях и расстояниях, чем правша. Механизмы правого мозга позволяют человеку точно ощущать интонации речи, оперировать образами, переживать чувства. Ниже приведена одна из классификаций действий, связанных с полушарной спецификой М. Гриндера.

Левополушарный ученик

Правополушарный ученик

1. Видит символы

2. Любит информацию в письменной форме

3. Нужны ясные инструкции 4.Анализирует от части к целому

5.Склонен к логическим выводам

6.Фокусирован внутренне

7. Любит проверять работу

8. Переживает реальность после чтения о ней.

1. Видит конкретные образы

2. Любит информацию в наглядной форме

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Мастерство В. А. Сухомлинского в решении педагогических задач «Сто советов учителю»
В.А. Сухомлинский - (1918 - 1970) – известный педагог – новатор всю свою научную и практическую деятельность посвятивший созданию «очеловеченной» школы. В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему. Одним из стержневых вопросов ее был вопрос воспитания всесторонне развитой личности, ...

Методы адаптивного физического воспитания детей с детским церебральным параличом
На протяжении многих лет органы здравоохранения, по существу, не занимались организацией медицинской помощи этим детям, так как большинство из них рассматривалось как неперспективные для терапии, а в связи с этим и не создавались специализированные учреждения для их лечения, не готовились квалифици ...

Особенности сенсомоторной координации у детей с ОНР
Сенсомоторная координация – это согласованные действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми мани ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru