Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Способ радикального ускорения. Имеется в виду особое ускорение, доказавшее свою эффективность при обучении математически одаренных детей. Эта стратегия активно используется в специальной программе Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США), разработанной профессором Джулианом Стенли. Программа была начата более двух десятилетий назад как экспериментальная и превратилась в общенациональную с мировой известностью. В ней предлагается много ускоренных курсов по выбору для школьников, начиная с 7-8 классов. Для учащихся, показавших высокие способности по математике, предусмотрена возможность заниматься по университетской программе.
Частные школы. Мировой опыт показывает, что частные школы высоко эффективны в обучении далеко продвинутых в умственном отношении детей. В нашей стране практика деятельности частных школ очень мала по сравнению с зарубежным опытом. Однако, на настоящее время в Москве функционирует несколько частных школ, в том числе и для детей с высокими способностями. Приведем примеры таких школ.
Школа «Премьер» - одна из первых частных школ Москвы (основана в 1991 году), реализует индивидуальный подход, позволяющий максимально развить способности каждого ребенка. Для успешности обучения по различным предметам классы делятся на уровневые группы. Это практикуется при изучении иностранных языков, математики и других учебных дисциплин, требующих дифференцированного подхода.
Частная школа «Венда». Здесь предлагается использование компьютерных и мультимедийных технологий на уроках; геометрия для 5-6 класса; прикладная психология; эстетический цикл предметов; индивидуальные учебные планы для одаренных детей; кружки и студии; спортивные секции; профилирование в старшей школе.
Цели программы Дополнительного образования в частной школе «Самсон» направлены на: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; развитие и формирование индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; использование интерактивных способов усвоения образовательного материала; обеспечение личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной форме деятельности.
Раннее поступление в ВУЗ является естественным продолжением общей стратегии ускорения. Необходимо предусмотреть психологическую поддержку для предотвращения сложностей адаптации. При правильной организации такой работы у юных студентов происходят положительные изменения в личностном развитии – они становятся более независимыми, проявляют больше самоконтроля и самодисциплины, чем их сверстники с высоким интеллектом, обучающиеся в школе. Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методом обучения. "Чистое" ускорение в какой-то степени напоминает скорую помощь, снимая некоторые срочные проблемы развития незаурядных детей, но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения.
Обогащение обучения
В некоторых случаях обогащение подразделяют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, поэтому его иногда называют ускорением.
«Горизонтальное» обогащение традиционного содержания предполагает:
1) усиление развивающих возможностей урока;
2) разработка индивидуальных (авторских) программ;
3) кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы.
В общеобразовательной школе урок является основной формой развития детской одаренности, при этом внимание уделяется преобладанию развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Отсюда выделяются следующие принципы разработки учителем урока, направленного на развитие одаренных детей:
- усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала;
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс проф ...
Формы обучения математике
Важную роль в учебном процессе играют формы организации обучения или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организаци педагогического процесса. Формы обучения - виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на ов ...
Волевая готовность к школьному обучению
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными проце ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.