Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Принцип обратной связи как путь совершенствования педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения

Материалы » Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения » Принцип обратной связи как путь совершенствования педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения

Страница 1

Обратная связь, которая является атрибутом управления, предполагает три обязательные составляющие: оперативное отслеживание состояния наиболее важных признаков, диагностический анализ собранных данных и прогноз о возможном повышении технологичности обучения. Из множества существующих определений понятия «диагностика», на наш взгляд, наиболее конструктивно следующее: «Диагностика - это выявление отклонений от нормы, от закономерностей».

В исследовании была доказана целесообразность организации классов преемственности, целенаправленно и технологично работающих над совершенствованием общеучебных умений. Их эффективность такова, что позволяет в течение одного учебного года улучшить признаки воспитанности и развития детей - вежливость, аккуратность, внимание, память, волевые качества; вывести слабых учеников на нормальный уровень обучения; увеличить количество хорошо читающих (в эксперименте это изменение произошло с 18 до 64%, или в 3,5 раза) и достаточно быстро вычисляющих детей (почти двукратное увеличение - с 46 до 82%).В целом количество успешно обучающихся пятиклассников увеличилось с 40 до 62 процентов.

Если в начале эксперимента из-за нарушения преемственности в первой четверти пятого класса количество успешно обучающихся учащихся уменьшалось почти вдвое (с 60 до 31%) и к концу учебного года удавалось лишь незначительно улучшить этот результат, то в конце исследования ситуация изменилась: в первой четверти было достигнуто почти полное сохранение результата обучения начальной школы и работа педколлектива была направлена на дальнейшее улучшение качества обучения.

В условиях обычных массовых школ можно в течение 2 - 4 лет достичь высокого уровня сформированности общеучебных умений и качества обучения при выполнении ряда условий: руководителям школ желательно овладеть профессиональным мышлением на диагностико - технологическом уровне; классы должны комплектоваться смешанными по составу учеников, чтобы ученики могли оказывать помощь друг другу; следует усилить необходимую мотивацию, как детей, так и учителей, исключить действие разрушающих ее факторов; требования технологий должны выполняться достаточно четко.

Анализ успеваемости подтверждает общий вывод о высокой эффективности диагностико - технологического обеспечения преемственности обучения при переходе учащихся из начальной школы в пятые классы. Достоверность выводов доказана в условиях массовой экспериментальной проверки на принятом в педагогике уровне 0,95.

При подведении итогов исследования очень часто, кроме основных, выявляются и дополнительные немаловажные результаты. Так, начиная с 2003 года наблюдалось существенное ухудшение качества обучения первоклассников (с 59 до 45%); в дошкольный период эти дети испытали задержку эмоционально-речевого развития из-за закрытия детских садов, поэтому 55% первоклассников были обречены на низкую успешность обучения; в пятом классе 56% детей этой возрастной группы не достигли оптимальной скорости чтения; в последующих классах качество обучения этой группы детей уже не повышалось, 54% детей обучались лишь на «3». Получился преемственный ряд чисел: 55, 56, 54. Аналогичный ряд чисел приведем для возрастной группы, в которой удалось, применяя диагностику и технологии, несколько снизить количество неудачников: 43, 38, 43. Положение в первых классах было улучшено организацией в школе специальных подготовительных групп, где проводилась необходимая работа по развитию речи и мелкой моторики руки с дошкольниками; аналогичная работа велась и в детских садах.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Методика компьютерного обучения младших школьников в процессе технологического образования
К числу важнейших принципов обучения в школе, как известно, относятся: принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли научных знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об об ...

Основные положения болонской декларации
Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит шесть ключевых положений: Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация ...

Исторические источники, их типология и видовая классификация
История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов. Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные со ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru