Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Обратная связь, которая является атрибутом управления, предполагает три обязательные составляющие: оперативное отслеживание состояния наиболее важных признаков, диагностический анализ собранных данных и прогноз о возможном повышении технологичности обучения. Из множества существующих определений понятия «диагностика», на наш взгляд, наиболее конструктивно следующее: «Диагностика - это выявление отклонений от нормы, от закономерностей».
В исследовании была доказана целесообразность организации классов преемственности, целенаправленно и технологично работающих над совершенствованием общеучебных умений. Их эффективность такова, что позволяет в течение одного учебного года улучшить признаки воспитанности и развития детей - вежливость, аккуратность, внимание, память, волевые качества; вывести слабых учеников на нормальный уровень обучения; увеличить количество хорошо читающих (в эксперименте это изменение произошло с 18 до 64%, или в 3,5 раза) и достаточно быстро вычисляющих детей (почти двукратное увеличение - с 46 до 82%).В целом количество успешно обучающихся пятиклассников увеличилось с 40 до 62 процентов.
Если в начале эксперимента из-за нарушения преемственности в первой четверти пятого класса количество успешно обучающихся учащихся уменьшалось почти вдвое (с 60 до 31%) и к концу учебного года удавалось лишь незначительно улучшить этот результат, то в конце исследования ситуация изменилась: в первой четверти было достигнуто почти полное сохранение результата обучения начальной школы и работа педколлектива была направлена на дальнейшее улучшение качества обучения.
В условиях обычных массовых школ можно в течение 2 - 4 лет достичь высокого уровня сформированности общеучебных умений и качества обучения при выполнении ряда условий: руководителям школ желательно овладеть профессиональным мышлением на диагностико - технологическом уровне; классы должны комплектоваться смешанными по составу учеников, чтобы ученики могли оказывать помощь друг другу; следует усилить необходимую мотивацию, как детей, так и учителей, исключить действие разрушающих ее факторов; требования технологий должны выполняться достаточно четко.
Анализ успеваемости подтверждает общий вывод о высокой эффективности диагностико - технологического обеспечения преемственности обучения при переходе учащихся из начальной школы в пятые классы. Достоверность выводов доказана в условиях массовой экспериментальной проверки на принятом в педагогике уровне 0,95.
При подведении итогов исследования очень часто, кроме основных, выявляются и дополнительные немаловажные результаты. Так, начиная с 2003 года наблюдалось существенное ухудшение качества обучения первоклассников (с 59 до 45%); в дошкольный период эти дети испытали задержку эмоционально-речевого развития из-за закрытия детских садов, поэтому 55% первоклассников были обречены на низкую успешность обучения; в пятом классе 56% детей этой возрастной группы не достигли оптимальной скорости чтения; в последующих классах качество обучения этой группы детей уже не повышалось, 54% детей обучались лишь на «3». Получился преемственный ряд чисел: 55, 56, 54. Аналогичный ряд чисел приведем для возрастной группы, в которой удалось, применяя диагностику и технологии, несколько снизить количество неудачников: 43, 38, 43. Положение в первых классах было улучшено организацией в школе специальных подготовительных групп, где проводилась необходимая работа по развитию речи и мелкой моторики руки с дошкольниками; аналогичная работа велась и в детских садах.
Ступени развития художественного восприятия ребенка на уроках изобразительного
искусства и литературы
Согласно исследованиям современных психологов развитие ребенка, в том числе и его художественное развитие, протекает не линейно, а имеет определенные этапы, ступени. Смена ступеней определяется, прежде всего, «перестройкой внутреннего переживания», изменением отношения ребенка к среде, то есть изме ...
Диагностика обеспечения
преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения
Исследовательская работа была выполнена на базе МОУ «Общеобразовательная школа № 15» управления образования администрации Губкинского городского округа. Руководствуясь программой развития «Школа 2100» коллектив начальной школы данного образовательного учреждения активно работает над решением пробле ...
Интегрированный урок по математике
Этот урок проводится с учащимися VIII класса после изучения на уроках истории темы: «Россия в пореформенный период (1861-1890)». Занятие организовано в виде соревнования двух команд, на которые разделились учащиеся. Командам предлагаются параллельно разные математические задания по одной теме и оди ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.