Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения.
В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа. В настоящее время методы обучения обогатились методами моделирования, построения мысленных моделей, математического моделирования. В VI—VII классах наиболее применимо практическое моделирование: изготовление модели клетки, одноклеточной водоросли, бактериальной клетки и ее споры и др.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся, степени их самостоятельности в обучении каждый метод можно использовать в объяснительно-иллюстративном или поисковом, исследовательском плане. При обучении биологии в VI—VII классах чаще используются объяснительно-иллюстративный и поисковый подходы, так как возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки требуют участия учителя в работе, больших затрат учебного времени. Исследовательские опыты и наблюдения наиболее применимы во внеклассной работе.
Эффективность методов зависит от умения учителя обогащать их методическими приемами. Умелое использование в ходе рассказа, беседы натуральных объектов, иллюстраций, схем, систематизирующих и обобщающих таблиц способствует повышению познавательной активности учащихся, усвоению основного материала. С помощью методических приемов происходит обогащение методов, повышается их эффективность. Методические приемы будут рассматриваться в органической связи с описанием методов.
При выборе метода в процессе обучения биологии в VI— VII классах следует учитывать содержание учебного материала и конкретные учебно-воспитательные задачи, которые предстоит решить, оснащенность кабинета биологии учебным оборудованием, наличие раздаточного материала, возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки. Так, нецелесообразно на первых этапах изучения биологии использовать лекцию. Она требует продолжительного внимания, сложной мыслительной деятельности, охватывает большой объем знаний. Поэтому лишь в конце раздела «Растения» можно использовать небольшую школьную лекцию.
При изучении важно использовать сочетание методов, чтобы один метод дополнялся другим. Например, рассказ учителя об условиях протекания фотосинтеза сочетается с демонстрацией опытов, доказывающих поглощение углекислого газа и выделение кислорода растениями на свету, что без углекислого газа крахмал в листьях не образуется. Рассказ учителя о процессах жизнедеятельности клетки дополняется демонстрацией кинофильма «Растительная клетка».
В то же время не следует увлекаться использованием большого разнообразия методов, так как частое переключение с одного метода па другой может привести к рассеиванию внимания учащихся, вызвать перегрузку учебного процесса на уроке.
Перестройка обучения требует использования активных методов. Для курса биологии VI—VII классов таковыми могут быть: проблемные беседы, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа с книгой. Так, беседа должна заставлять учащихся думать, а не просто воспроизводить знания тех или иных фактов. Необходимо шире использовать специфические для биологии методы: наблюдения, эксперимента, практической работы на учебно-опытном участке, в кабинете биологии в сочетании с беседой, рассказом, работой с учебником. Они в наибольшей степени способствуют решению учебно-воспитательных задач при обучении биологии в VI—VII классах, развитию мышления, практических умений, преодолению формализма в знаниях учащихся. Методы наблюдения, эксперимента, практической работы придают обучению деятельностный характер, поэтому являются наиболее эффективными для обучения биологии в VI—VII классах.
Метод наблюдения широко используется в естественных науках, являясь органической частью любого биологического исследования. В обучении этот метод также широко используется, при этом технология его применения упрощена. Метод наблюдения ориентирует на чувственное восприятие изучаемого объекта или процесса, способствует установлению связей между объектами и явлениями, наиболее полному их познанию.
Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
Мы уже отметили, что переход из начальной школы в среднюю, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. О.Г. Харкевич выделяет две группы причин, оказывающих влияние на процесс адаптации при переходе в пятый класс: 1. Социал ...
Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов
В конце 70 – начале 80-х гг. в системе образования начал появляться особый отряд учителей – педагоги-новаторы, педагоги – практики. Их девизом был – «Творчество учителя – творчество ученика». Признаками истинных учителей, педагогов были: способность стопроцентного вовлечения учеников в процесс обуч ...
Использование дидактической игры в формировании представлений о
геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической
практике
С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретиз ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.