Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Эксперимент — один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Проводя опыты, учащиеся становятся исследователями, «открывателями» законов природы. К школьным биологическим опытам предъявляются следующие требования: они должны быть доступными, наглядными, ценными в познавательном отношении. Учащихся надо знакомить с целью опыта, вооружить знанием техники его проведения, умением наблюдать за объектом или процессом, фиксировать результаты, формулировать выводы. Следует также учитывать, что многие опыты длительны, не укладываются в один урок, требуют помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов, формулировании выводов.
На первых этапах изучения биологии, когда учащиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладка опытов производится заранее учителем или юннатами. Познавательная деятельность учащихся при этом носит репродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление сущности опыта, формулирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения учащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень их самостоятельности.
Большое значение для осмысления учащимися опыта имеет предварительная работа: определение цели и техники закладки опыта, формулирование вопросов, способствующих выявлению сущности опыта и формулированию вывода. Важно, чтобы учащиеся видели исходные данные и конечные результаты опыта. Большую роль в обучении биологии играют демонстрационные опыты, с помощью которых изучаются процессы жизнедеятельности растительного организма. Этим целям служит демонстрация опытов, позволяющих определить наличие в растениях минеральных и органических веществ, установить верхушечный рост корня, побега, поступление воды в корень, передвижение органических веществ, дыхание корней, семян, испарение воды листьями и др.
Большинство опытов служит целям иллюстрации рассказа учителя. Демонстрация результатов таких опытов позволяет учащимся увидеть явление, например выделение кислорода находящимся на свету растением в процессе фотосинтеза, образование наплыва из органических веществ в опыте по передвижению органических веществ, выделение капель воды на стенках колбы в опыте по испарению и др.
Деятельность учащихся при демонстрации этих опытов организуется с помощью вопросов, направляющих на выявление сущности, основных закономерностей изучаемого явления. Так, к уроку «Испарение воды листьями» закладываются опыты, с помощью которых выясняется сущность процесса испарения и его зависимость от условий среды: опыт с листом пеларгонии, помещенным в колбу, и опыт с пятью сосудами, в которые помещаются лист и веточки пеларгонии. Урок начинается с анализа результатов опыта. Учащиеся наблюдают капельки воды на стенках колбы, в которой находился лист. Учитель ставит вопросы, позволяющие школьникам сделать правильный вывод: с какой целью помещают лист в колбу? Почему необходимо закрыть горловину колбы? Откуда на стенках колбы появились капельки воды? (Используя таблицу внутреннего строения листа, школьники показывают устьица, через которые испаряется вода.) Вода, охладившись, оседает на стенках колбы в виде капель.
При обсуждении результатов другого опыта учитель предлагает следующие вопросы: зачем в пробирки наливается масло? С какой целью одну пробирку помещают в более теплое место? В итоге учащиеся делают вывод: чем больше листьев у растения и чем выше температура окружающей среды, тем больше воды испаряет растение.
Демонстрация некоторых опытов (верхушечный рост корня, побега, передвижение воды по стеблю и др.) позволяет получить с помощью опыта неизвестные учащимся знания. При этом о постановке опыта, особенностях его проведения и результатах рассказывает сам учитель или ученик по заданию учителя. Так, на уроке «Зоны деления и роста» в теме «Корень» демонстрируется опыт «Верхушечный рост корня». Этот опыт позволяет учащимся «сделать открытие», установить, какой частью корень растет в длину. Учитель организует учебную деятельность учащихся с помощью вопросов, направленных па выяснение главного: почему нужно наносить метки на весь корень, а не на его часть? Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми и небольшими? Обсуждение этих вопросов и наблюдение результатов опыта позволяет учащимся сделать вывод о закономерностях роста «корня в длину.
Диагностика уровней сформированности
графических умений младших школьников
На первом этапе ученикам, в составе 22 человек были выданы анкеты, где им предлагалось ответить на три вопроса: 1. Умеешь ли ты пользоваться компьютером? 2. Есть ли у тебя компьютер дома? 3. Для чего ты его обычно используешь? Результаты анкетирования показали, что домашний компьютер имеется у 18 ч ...
Из опыта работы педагога дополнительного образования детей
Формирование и совершенствование педагогического мастерства педагога. Творчество может проявляться на различных этапах развития педагогической деятельности. Особый интерес представляет функционально-деятельностный подход к вопросам профессионализма и мастерства, разработанный Н.В.Кузьминой. Исходя ...
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины
В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать св ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.