Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».
3. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся среднего звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.
4. Метод наблюдения
Метод наблюдения - целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическому или психолого-педагогическому осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фактов. При непосредственном наблюдении – контакт с объектом. При опосредованном – нет контакта с объектом.
Вид: Опосредованное наблюдение за журналом успеваемости.
Цель: Изучить успеваемость учащихся данного класса по основным предметам: математики, русскому языку, литературе.
По материалам психологической диагностики исследования межличностных отношений методом социометрического опроса (Приложение 1) были получены следующие результаты: в классе есть дети с различным социометрическим статусом: лидеры – 5 человек – что является показателем общительности, того что, социальные контакты для них эмоционально значимы, о доверительных отношениях со сверстниками, готовности следовать требованиям группы. Эти дети охотно идут на контакт с учителями и одноклассниками, и что очень важно, этот контакт положителен, эмоционально ярок.
Кроме этого, были выявлены ²непринятые² –4 человека – что может свидетельствовать об активном отвержении этих детей одноклассниками, причинами этого могут быть: трудности обучения в связи с поведением, расторможенность, неустойчивость в достижении целей, недисциплинированность, самоизоляции, пассивности, негативизме.
Низкий коэффициент взаимности (32%) свидетельствует о достаточно низком количестве взаимных выборов. Прослеживается тенденция формирования отдельных микрогрупп.
При анализе результатов исследования школьной тревожности школьной мотивации детей, опосредованного наблюдения за журналом успеваемости (Приложение 1) было получено следующее:
В группе лидеров:
У всех детей отмечается нормальный уровень школьной тревожности.
Высокий уровень школьной мотивации отмечается у 4 учащихся. Эти дети, по всей видимости, отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, успешно справляются с учебной деятельностью.
Исторические аспекты возникновения и развития экономики общественного
сектора
Общественный сектор – это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX – XX веков, когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешанной экономике. В последующий период произошло ее становление и ...
Основные трудности в коммуникативной деятельности
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьми ...
Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости
Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней. «Цель профилактической работы – создание в молодежной сре ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.