Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Задачи, методы и организация исследования

Страница 3

Методика «Где спряталась фигура».

Цель: диагностика восприятия. Оборудование: бланк методики. Инструкция: «Посмотри, какая фигура здесь нарисована. А вот здесь она надела на себе разные наряды и попыталась от нас спрятаться. попробуй отыскать ее». Фиксируется количество узнанных фигур.

Оценка результатов:

1 уровень – отыскал все 4.

2 уровень – отыскал 4, но допустил ошибки.

3 уровень – отыскал 2-3, допустил ошибки.

4 уровень – смог найти только одну нужную фигуру.

Методика «Узнавание фигур».

Цель: исследование процессов восприятия и узнавания. Оборудование: два бланка с изображением фигур. Инструкция: «Внимательно рассмотри фигуры (рис. 1)». Затем ребенок получает другой лист (рис. 2). «Найди фигуры, которые были на первом рисунке». Фиксируется количество узнанных фигур.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок концентрирует внимание, тщательно разглядывает все элементы изображенных фигур, продуктивность дифференцирования их среди аналогичных достаточно высока (6-8 фигур из 9).

2 уровень – ребенок не столь внимателен, продуктивность запоминания и узнавания ниже (5 фигур из 9).

3 уровень – идентифицирует 3-4 фигуры.

4 уровень – ребенок узнал меньше 3 фигур.

Методика «Мозаика».

Цель: выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом – объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления). Оборудование: кубики коса или кубики Никитина. Инструкция: ребенку предлагается из имеющихся 4 кубиков составить двухцветную картинку по образцу. Оценивается отношение к заданию, наличие или отсутствие периода ориентировки в задании, способ выполнения, целенаправленность деятельности, сформированность операций пространственного анализа и синтеза, осуществление самоконтроля.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок легко справился с заданием, проявил сосредоточенность и собранность при прослушивании инструкции, наблюдался период ориентировки в задаче, внимательно рассматривал образец, выполнял задание без избыточного манипулирования, каждый этап деятельности завершался сличением с образцом.

2 уровень – ребенок успешно выполнил задание, не отвлекался, выражен этап ориентировки, но отмечается более низкая сформированность операций пространственного анализа и синтеза, мысленное расчленение фигуры на 4 блока поначалу представляет для него трудности, однако после непродолжительного манипулирования кубиками ребенок правильно выполнил задание.

3 уровень – у ребенка менее выражен период ориентировки на образец, мысленное расчленение вызывает у него трудности, выражает сомнение в возможности самостоятельного выполнения задания, повышенная двигательная активность при выполнении задания, хаотичный перебор кубиков, при выполнении задания может разрушить уже правильно составленную часто мозаики.

4 уровень – ребенок не смог справиться с заданием и отказался от помощи.

Методика «Лабиринт».

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. Оборудование: тестовый материал. Инструкция: «Среди этих домиков тебе нужно отыскать только один. А какой именно – тебе подскажет вот это письмо. Посмотри, здесь указано, как пройти к нужному домику». Оценивается способность ребенка работать в плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь на ряд признаков, учитывать целое пространство и его отдельные элементы.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок проявляет большую познавательную активность, концентрацию внимания при рассмотрении плана и продвижении по схеме, практически не наблюдается ошибочных ходов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Построение формализованной математической модели оптимизации
В экспериментальной методике «Оптимизация учебного курса в личностно-ориентированном образовании» формулируется задача оптимизации курса определенного предмета для студентов высшего профессионального образования. Для построения формализованной математической модели оптимизации в виде системы ограни ...

Психофизиологические особенности младшего школьного возраста в формировании потребностей к здоровому образу жизни
Младший школьный возраст - это период перехода от детства к зрелости. В этот период происходит быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов. Этот процесс происходит на фоне умственного и психосоциального развития - ростом самосознания, перехода от конкретного к более абстрак ...

Инновации в воспитании
В учебных заведениях проверяются нетрадиционные модели воспитания. Так, в США на рубеже 1960-1970-x гг. осуществлялась федеральная программа "Школа будущего". Авторы ориентировались на принципы возвращения к Богу, индивиду, акцентировалось внимание на библейские ценности при нравственном ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru