Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Задачи, методы и организация исследования

Страница 1

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме интеллектуальной готовности к школьному обучению.

2. Экспериментально определить уровень интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

3. Разработать и провести систему мероприятий по развитию интеллектуальных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Определить эффективность проделанной работы.

5. Разработать практические рекомендации для родителей, педагогов и психологов по формированию интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Формирующий эксперимент.

3. Диагностические методики:

а) методика изучения основных характеристик внимания (Р.С. Немов, 1995);

б) методика изучения объема слухоречевого запоминания «10 слов» (А.Р. Лурия, 2002);

в) методика исследования объема зрительной памяти «Запомни картинки» (Л.Л. Ясюкова, 1991);

г) методика исследования умения действовать по правилу «Графический узор» (Е.Е. Кравцова, 1991);

д) методика исследования восприятия «Где спряталась фигура» (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, 1978);

е) методика исследования процессов узнавания «Узнавание фигур» (Р.С. Немов, 1995);

ж) методика выявления степени овладения зрительным анализом и синтезом «Мозаика» (Р.С. Немов, 1995);

з) методика выявления уровня развития наглядно-образного мышления «Лабиринт» (Л.А. Венгер, 1987)

и) методика исследования способности к обобщению и абстрагированию «Исключение лишнего» (Р.С. Немов, 1995);

к) методика исследования развития речи «Составь рассказ» (Р.С. Немов, 1995).

4. Методы математико-статистической обработки данных:

а) t – критерий Стьюдента для независимых выборок;

б) t – критерий Стьюдента для зависимых выборок.

С целью раскрытия всей сложности и многоаспектности проблемы мотивационной готовности были проанализированы психолого-педагогические труды по данному вопросу таких отечественных психологов и педагогов как Л.И. Божович (1968), А.А. Венгер (1994), Н.И. Гуткина (2007), Е.Е. Кравцова (1991), Д.Б. Эльконин (1989), Л.С. Выготский (1991). Анализ литературы показал, что проблема на сегодняшний день актуальна и популярна среди исследователей различных специальностей. До сих пор не окончен спор о том, с какого возраста наиболее целесообразно начинать учить детей в школе, что включает в себя психологическая готовность к школе и т.д. Но, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ №5 г. Великие Луки. В нём приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дошкольники с низким уровнем интеллектуальной готовности к обучению в школе, а в контрольную группу – 10 детей с высоким и средним уровнем. Для формирования интеллектуальной готовности был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий, целью которых было создание условий для повышения уровня развития таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, мышление, память, речь. Занятия проводились два раза в неделю в течение двух месяцев. После проведения коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности проделанной работы.

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Требования нормативных документов к преподаванию оптики в средней школе
Требования, относящиеся к организации образовательного процесса по физике в целом и оптике как одному из разделов учебной дисциплины, в концентрированном виде содержатся в документах министерства образования Республики Беларусь: "Концепции учебного предмета "Физика", учебных программ ...

Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии. Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбират ...

Возможности формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников в процессе обучению естествознанию
Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки. В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно-действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника явл ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru