Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Задачи, методы и организация исследования

Страница 1

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме интеллектуальной готовности к школьному обучению.

2. Экспериментально определить уровень интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

3. Разработать и провести систему мероприятий по развитию интеллектуальных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Определить эффективность проделанной работы.

5. Разработать практические рекомендации для родителей, педагогов и психологов по формированию интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Формирующий эксперимент.

3. Диагностические методики:

а) методика изучения основных характеристик внимания (Р.С. Немов, 1995);

б) методика изучения объема слухоречевого запоминания «10 слов» (А.Р. Лурия, 2002);

в) методика исследования объема зрительной памяти «Запомни картинки» (Л.Л. Ясюкова, 1991);

г) методика исследования умения действовать по правилу «Графический узор» (Е.Е. Кравцова, 1991);

д) методика исследования восприятия «Где спряталась фигура» (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, 1978);

е) методика исследования процессов узнавания «Узнавание фигур» (Р.С. Немов, 1995);

ж) методика выявления степени овладения зрительным анализом и синтезом «Мозаика» (Р.С. Немов, 1995);

з) методика выявления уровня развития наглядно-образного мышления «Лабиринт» (Л.А. Венгер, 1987)

и) методика исследования способности к обобщению и абстрагированию «Исключение лишнего» (Р.С. Немов, 1995);

к) методика исследования развития речи «Составь рассказ» (Р.С. Немов, 1995).

4. Методы математико-статистической обработки данных:

а) t – критерий Стьюдента для независимых выборок;

б) t – критерий Стьюдента для зависимых выборок.

С целью раскрытия всей сложности и многоаспектности проблемы мотивационной готовности были проанализированы психолого-педагогические труды по данному вопросу таких отечественных психологов и педагогов как Л.И. Божович (1968), А.А. Венгер (1994), Н.И. Гуткина (2007), Е.Е. Кравцова (1991), Д.Б. Эльконин (1989), Л.С. Выготский (1991). Анализ литературы показал, что проблема на сегодняшний день актуальна и популярна среди исследователей различных специальностей. До сих пор не окончен спор о том, с какого возраста наиболее целесообразно начинать учить детей в школе, что включает в себя психологическая готовность к школе и т.д. Но, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ №5 г. Великие Луки. В нём приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дошкольники с низким уровнем интеллектуальной готовности к обучению в школе, а в контрольную группу – 10 детей с высоким и средним уровнем. Для формирования интеллектуальной готовности был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий, целью которых было создание условий для повышения уровня развития таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, мышление, память, речь. Занятия проводились два раза в неделю в течение двух месяцев. После проведения коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности проделанной работы.

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Начнем с того, что рассмотрим мнения специалистов, т.е. психологов и педагогов, по данному вопросу. Каков же их взгляд на эту проблему? Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском ее решения уже давно работают многие педагогики и психолог ...

Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения. Каждый язык располагает своей фоне ...

Понятие патриотизма
Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru