Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
• Созерцание композиций под музыку, отвечающую возможно ближе их настроению.
• Непосредственное вербальное выражение впечатлений от созерцания своих работ.
Дети выбирают для своей непосредственной оценки каждый одну, понравившуюся более всего работу, причем не обязательно свою. Педагогу важно восхититься вместе с ребёнком, сделать его слова услышанными каждым. При этом он акцентирует внимание детей на высказываниях, отражающих не только понимание изображенного сюжета, но собственное переживание сюжета, отношение к событию, противоречивость переживания. Общая тема, ограничения в выборе художественных средств и при этом – разные ощущения, переживания, состояния, настроения, отношения, объективируемые детьми в вербальных высказываниях, создают условия для решающего для их художественного развития открытия: открытия структуры формы как источника переживания, открытия выразительных возможностей языка искусства. Данное открытие произойдет не за один раз но в результате многократных повторений этих шагов, многократных восхождений от третьего этапа к четвертому. Но в результате это будет собственное открытие ребенка, ведущее к взрыву: способности продуцировать собственные структуры, вырываясь за пределы готовых, чужих, заранее известных решений.
• Совместное восприятие произведений мастеров, совпадающих по теме или по используемым художественным приемам с текущими работами детей.
В соотнесении своих работы с профессиональными ребенок открывает ритмическую структурированность произведений искусства, открывает новые возможности художественных средств и их использования, что стимулирует дальнейшие собственные эксперименты.
(4) Критерии, по которым педагог на данной ступени оценивает действия ребенка с материалом искусства:
• Выразительность композиций. (Сначала непреднамеренная. При
неоднократном обращении к эксперименту со структурой формы – становится результатом предвидения, работы по замыслу).
• Сложность ритмической конструкции.
• Богатство цветовых оттенков.
• Способность ребенка вербально озвучить свое переживание формы.
• Способность замечать ритмические закономерности в предметах и явлениях окружающего мира и в структуре произведений искусства.
(5) Формирующиеся на данной ступени критерии самооценки ребенка:
ребенок открывает свою способность понимать и оценивать новое содержание изображений (воплощенные в них переживания)
(6) Критерии готовности к следующему этапу:
• Способность анализировать свои переживания (Способность вести диалог Я - Я другой).
• Сознательное изменение ребенком задания педагога с целью добиться большей выразительности (готовность к диалогу Я – Автор).
• Способность вербализировать соотнесенность своих переживаний и формы при восприятии своих работ и работ мастеров.
III ступень. Пятый шаг.
Творчество на основе собственного коммуникативного замысла
(1) Сензитивный возраст: 10-14 лет.
(2) Педагогические задачи:
• Открытие языка искусства, его ритмической структуры как принципа организации восприятия. (Открытие автора в себе).
• Открытие языка искусства как кода восприятия (Освоение диалога Я – Автор)
• Открытие понятия «авторства» не только на уровне воплощения, но на уровне идеи, внутреннего отношения.
(3) Педагогические средства:
• Эксперимент с ритмической организацией формы («Упражнения»)
Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторной координации
Развитию зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой ручной моторики способствуют виды деятельности, хорошо знакомые каждому ребенку: рисование, аппликация, лепка из пластилина (глины), конструирование и работа с мозаикой. Заметный развивающий эффект дает и освоение детьми азов разл ...
Характеристика учреждения и экспериментальной группы
Местом проведения практической работы был Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей «Ласточка». Деятельность центра направлена на оказание детям, страдающим заболеванием ДЦП и имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, квалифицированной психолого-социа ...
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Аф ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.