Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Одной из важных задач процесса реформирования отечественной системы образования является насыщение учебного школьного процесса дисциплинами художественного цикла. Необходимость решения данной задачи связана со многими факторами: это и возникшие острые проблемы, связанные с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, и реальная опасность отрыва большей части школьной аудитории от основ классической культуры и другие. Однако реально сформировавшийся социокультурный заказ на обеспечение качественно новой подготовки учащихся в области искусства и художественного образования обусловил необходимость пересмотра процесса профессиональной подготовки и самого учителя художественного образования.
Прежняя модель подготовки специалиста художественного образования, была, в основном, ориентирована на его узкопрофессиональную подготовку, в которой место психолого-педагогическим дисциплинам было довольно скромное. Однако расширение спектра дисциплин художественного цикла требует от современного учителя художественного образования не только основательной общей психолого-педагогической подготовки, но, прежде всего, соответствующих профессиональных умений, знаний и навыков адаптировать фундаментальные психолого-педагогические постулаты к специфике той или иной сфере художественного образования.
Особой значение для педагога художественного образования имеет знание законов организации процесса художественного восприятия. Это обусловлено тем, что именно правильное, с точки зрения психолого-педагогической науки, организованное художественное восприятие помогает мгновенно решить самую первую и самую важную педагогическую задачу: заинтересуется ли учащийся предлагаемым ему артефактом.
В этой связи возникает очевидное противоречие между социокультурными требованиями к учителю художественных дисциплин в общеобразовательной школе и реальным уровнем его психолого-педагогической подготовки, что и обусловливает актуальность выбранной темы исследования, в которой мы специально маркировали психолого-педагогический аспект.
Объект исследования – процесс развития художественного восприятия школьника.
Предмет исследования – художественное восприятие школьника.
Цель исследования: выявить особенности развития художественного восприятия школьника.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «восприятие»: его свойствам, типам, ступеням развития.
2. Дать характеристику понятию «художественное восприятие»: его свойствам, типам, ступеням развития.
3. Исследовать роль педагога художественного образования в развитии художественного восприятия школьников в процессе эстетического воспитания.
4. Исследовать ступени развития художественного восприятия ребенка (на уроках изобразительного искусства и литературы)
Методологической основой исследования выступили труды:
- философские труды по эстетике (Г. Гегель, Тодор Павлов, Плеханов, Ю.М. Лотман и др.)
- психологические исследования отечественных ученых (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Ветлугина, А.Маклаков, П.М. Якобсон и др.):
- исследования по психологии искусства и отраслевых художественно-педагогических практик (Н.А. Ветлугина, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Левин, Г. Руубер, Г.Н Кудина, А.А. Мелик-Паташаев и др.).
Методы исследования: метод анализа, метод обобщения, метод сравнения.
Варианты использования цифрового фотоаппарата во
внеклассной работе по предмету «Естествознание»
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эфф ...
Технология педагогической деятельности преподавателя высшей школы
Педагогическая деятельность преподавателя вуза – это творческая деятельность по профессиональной подготовке будущих специалистов и самосозидание. Она выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в самовыражении, в личностной самореализации и процессе профессио ...
Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья
Забота о здоровье подопечных — составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации социального педагога-валеолога. К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: • социопс ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.