Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Ступени развития художественного восприятия ребенка на уроках изобразительного искусства и литературы

Материалы » Особенности развития художественного восприятия у школьников » Ступени развития художественного восприятия ребенка на уроках изобразительного искусства и литературы

Страница 7

• Совместное осмысление темы как «парадокса», «загадки», «тайны».

Цель этих занятий - пережить явление и обнаружить противоречивость и разноречивость отношения к явлению, как у самих детей, так и в культуре; осмыслить замысел композиции как «замысел-переживание», «замысел-отношение».

•Обсуждение вариантов формы воплощения замысла, мысленное построение вариантов. Цель обсуждения – создание идеального образа воздействия (основы коммуникативного замысла).

•Создание композиций на основе собственного коммуникативного замысла.

В них дети уже сознательно используют открытые ими выразительные возможности языка искусства и экспериментируют с этими возможностями. В композициях предыдущей ступени замысел у ребенка был либо изобразительный, либо уже коммуникативный, но рожденный на основе модификации замысла взрослого. Педагог создает и эмоциональный настрой детей (переживание замысла), и условия для открытия детьми необходимых для осуществления этого замысла художественных средств. Правда, дети искренне воспринимают этот замысел своим в силу остроты эмоциональных переживаний. И это – необходимое условие совместной работы педагога и ребенка, суть которой – сотворчество, соавторство.

На каждом этапе обучения творческий процесс оказывается завершенным актом. Функции, пока еще не доступные ребенку в этом процессе, выполняет педагог, постепенно по мере обучения передавая их ребенку. В композициях третьей ступени ребенок уже осознает свой замысел как особое отношение к явлению и, что важно, осознает несовпадение собственного переживания, отношения с отношением, существовавшим у него ранее или бытующим в культуре. Педагогу важно поддержать у ребенка возникшее у него ощущение исключительности собственных переживаний. Поиск и уточнение средств выражения станет для ребенка теперь не просто игрой или экспериментом, но подлинно художественным творчеством.

Упражнения нужны на данном этапе для сохранения игровой атмосферы, раскрытия неограниченных возможностей языка искусства и направления творческих поисков детей в область переживания формы и поиска новых средств на основе собственных переживаний, а не логики повторения известного.

•Созерцание композиций под музыку, отвечающую их настроению.

•Анализ собственных работ.

Ребенку этот процесс уже интересен, он способен словесно выразить свои переживания и осознает их источник: форму своего произведения. Анализ работ вскрывает крайние расхождения в прочтении темы, нюансные особенности видения, возможное несовпадение осмысления темы при восприятии с ее пониманием при воплощении. Ребенок открывает способность замысла к развитию и себя как Автора нового прочтения темы.

Различные воплощения общей темы делают для детей зримыми те трансформации формы, которые при зрелом акте художественного восприятия производятся мысленно. Процесс исследования собственных чувств на основе эксперимента с формой произведения оказывается развернутым для осмысления.

Таким образом, ребенок осваивает процесс диалога Я – Автор, осознает сам процесс осмысления замысла произведения.

(4) Критерии, по которым педагог на данной ступени оценивает действия ребенка с материалом искусства:

• Выразительность композиций.

• Наличие коммуникативного замысла.

• Способность к осмыслению замысла свих произведений.

(5) Формирующиеся на данной ступени критерии самооценки ребенка утверждение себя как автора идеи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста в норме и у детей с амблиопией и косоглазием
Прежде чем рассматривать развитие слухового восприятия, необходимо понять, что представляют собой такие нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия. Поскольку у нас два глаза, то очевидно, что в процессе зрения должны сформироваться два изображения. Для того, чтобы оба этих изображения слились в м ...

Реализация программы по профориентации подростков
При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью профор ...

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Восприятие является основой ориентации человека в окружающем мире и в обществе. На основе восприятия человека человеком строится отношения между людьми. На уроках физкультуры выполнялись специальные упражнения, которые помогали школьникам овладеть техникой восприятия, научиться слушать учителя, смо ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru