Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Методы внутриэтнических исследований

Материалы » Этническая психология » Методы внутриэтнических исследований

Страница 2

Главный вывод, который следует из результатов, полученных путем естественного эксперимента Ла Пьера, состоит в следующем: может существовать несоответствие (прямое или обратное) между вербальными ответами и реальными действиями людей в ситуациях межнационального общения. Поэтому, для того чтобы прогнозировать какие-либо межличностные действия и поступки, их надо изучать непосредственно, а не полагаться на вербальные утверждения о намерениях.

Широкое распространение получил так называемый "метод потерянных писем". Впервые эта методика была использована в 1948 г. Merritt Fowler. Экспериментатор разбрасывает в публичных местах якобы потерянные письма - запечатанные конверты с написанным адресом и указанным адресатом. Фамилия, имя и отчество адресата подбираются типичными для того этноса, отношение к которому исследуется.

Прохожий стоит перед выбором: либо отослать письмо, либо проигнорировать его наличие. Предполагается, что отправка письма свидетельствует о позитивном отношении к этнической группе в целом. И соответственно, чем больше писем будет получено по указанному адресу, тем более положительным является это отношении.

Методика "потерянных писем" позволяет выяснить реальное отношение к любой этнической группе, но она имеет свои недостатки. Одним из таких недостатков можно считать то, что экспериментатору остается неизвестной личность человека, отославшего (или не отославшего) письмо. Другая методика - "ошибочный номер" - построена таким образом, чтобы имелась возможность установить личность испытуемого и в случае необходимости провести дополнительные эксперименты.

Методика "ошибочный номер" была предложена Gaertner в 1973 г. Процедура эксперимента строится вокруг телефонного звонка. Экспериментатор звонит испытуемому и "полагая", что он попал в гараж, объясняет, что его машина поломалась и требуется срочная помощь. При этом некоторыми характеристиками речи, диалектом и т.п. экспериментатор имитирует свою принадлежность к той этнической группе, отношение к которой изучается. Испытуемый отвечает, что абонент ошибся номером, попав не в гараж, а на частную квартиру. Тогда звонящий в ужасе восклицает, что он звонит из автомата и у него больше нет мелочи, чтобы повторить звонок, ожидая, предложит ли испытуемый свою помощь. Если помощь не предлагается, экспериментатор сам просит его об этом. Об отношении к этнической группе в данном случае можно сулить по частоте звонков в "гараж".

По прошествии некоторого времени из лаборатории Gaertner повторно позвонили всем испытуемым и попросили ответить, что бы они сделали, если бы им ошибочно позвонил автомобилист, попавший в аварию и нуждающийся в помощи (те описывалась ранее разыгранная ситуация). Результаты этого дополнительного исследования показали, что уровень декларируемой помощи был намного выше, объемнее и разностороннее, чем те услуги, которые испытуемые оказали на самом деле.

Метод "полбора черт". Одновременно с разработкой методов естественного эксперимента для изучения этнических отношений началось лабораторное изучение этнических стереотипов с помощью метола "подбора черт". Первым таким исследованием принято считать эксперимент, проведенный в 1933 г. в Соединенных Штатах Америки Катцем и Брейли.

Исследователями был составлен список личностных характеристик из 84 черт личности. Испытуемым (студентам Принстолского университета) предлагалось выбрать из предложенного списка такие черты, которые с их точки зрения наиболее характерны для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, ирландцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате данного исследования была установлена высокая согласованность в приписывании респондентами типичных для той или иной этнической группы личностных качеств вне зависимости от того, контактировали когда-либо опрашиваемые с лицами данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, с точки зрения авторов методики, существующий в американском обществе стереотипный образ данной национальной группы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Педагогические взгляды Квинтилиана
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специа ...

Специфика принципов воспитания
Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания: 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного во­площения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективнос ...

Социально-бытовая ориентировка: понятие и основные характеристики
амблиопия косоглазие слуховой дошкольник Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориен ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru