Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В основе использования ЦТО для выявления системы этнических предпочтений лежит гипотеза, согласно которой у человека существует две системы этнических предпочтений: декларируемая (которая демонстрируется окружающим) и реальная (определяющая действительное поведение человека в национальной сфере). Непосредственно - прямыми вопросами - можно установить только декларируемую систему (что и происходит на третьем этапе эксперимента). Для анализа реальной системы этнических предпочтений необходим опосредованный путь. В качестве опосредующего звена в ЦТО выступает система цветовых предпочтений - т.е. система предпочтении в сфере более простой, лишенной социального полтекста.
Обработка результатов состоит в следующем. Нa первом этапе эксперимента обе системы (этнических и цветовых предпочтений) соотносятся. Когда в результате второго этапа становится явной субъективная иерархия цветов, появляется возможность по ней, косвенно, сделать выводы и о реально действующей иерархии этнических отношений. Данные третьего этапа интерпретируются как декларируемая система этнических предпочтений.
Техника репертуарных решеток была предложена Келли. Данная методика позволяет изучать особенности этнического сознания и национальных стереотипов.
Бланк методики представляет собой таблицу ("репертуарную решетку"), где по горизонтали представлены ролевые позиции (социальные роли, отец семейства, девушка, глава фирмы, и т.д.), а по вертикали - разнообразные поступки Предлагаемый набор поступков должен удовлетворять следующим требованиям:
в набор отбираются поступки, типичные и естественные для исследуемой этнической группы;
описание ситуаций и поступков задается на разговорном языке, принятом в среде этнической труппы;
в набор должны были входить поступки из различных сфер жизни.
Суть методики состоит в том, чтобы испытуемые оценили вероятность каждого поступка (по шестибалльной шкале от 0 до 5) для всех названных ролевых позиций.
В итоге в каждой соответствующей графе на пересечении ролевой позиции и поступка будут проставлены баллы и диапазоне от нуля - если ни один испытуемый не приписал ни одного балла данной ролевой позиции по данному поступку до максиматьного количества баллов - если все испытуемые оценят как максимальную вероятность какого-то поступка в данной ролевой позиции. Величина максимального количества баллов зависит от размера выборки - она получается в результате умножения числа участников эксперимента на 5 баллов.
Методика репертуарных решеток позволяет исследовать вопрос, чем собственная этническая группа отличается от других, чем другие этнические группы схожи или различны между собой.
Шкала социальной дистанции была предложена Э Богардусом в 1925 г. Она предназначена для изучения этнических отношений - выявления степени приемлемости другого индивидуума как представителя национальной группы.
В 1959 г. Богардусом был предложен специальный бланк шкалы социальной дистанции (по национальному признаку). Бланк шкалы представляет собой таблицу, где по горизонтали перечислены варианты социальной дистанции (супруг - друг - сосед - коллега - гражданин моей страны - интурист), а по вертикали - национальности, отношение к которым выясняется. Испытуемому предлагают для представителей разных этнических групп сделать отметку на том уровне социальной дистанции, которая его в наибольшей степени устраивает. Таким способом представители разных этнических групп ранжируются по допустимой степени социальной близости.
Костюм «спираль»
Костюм «спираль» используется для формирования правильного стереотипа движений. Путем стимуляции компенсаторных возможностей организма и активирования пластичности мозга эта система создает в организме больного на детский церебральный паралич новое функциональное состояние, которое открывает возмож ...
Определение понятия «занимательность», его роль в учебном процессе младшей
школы
Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубит ...
Содержание работы с источниками на уроках истории творческого уровня
Дальнейшее развитие традиционной модели обучения нашло свое отражение в работах Н.Г. Дайри. В его монографии нашло выражение развитие мысли о необходимости знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания, конкретизируется их содержание. В работах Дай ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.